ОЦЕНКА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ

  • Сергей Михайлович Погудин
    • ФГБОУ ВО «Чайковский государственный институт физической культуры»
  • Дмитрий Владимирович Фонарев
    • ФГБОУ ВО «Чайковский государственный институт физической культуры»
Ключевые слова: Всероссийский комплекс «ГТО», школьники, физическое здоровье, физическая подготовка, физическая работоспособность, физическое совершенство, индивидуально-типологический подход, биологический возраст

Аннотация

В работе представлено теоретическое обоснование реализации принципа «учета конституциональной сущности индивидуума» в системе физического воспитания школьников. Авторы предлагают специалистам в этой области учитывать существующие направления индивидуализации физического совершенствования детей и подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности. В положении о внедрении комплекса ГТО в систему физического воспитания подрастающего поколения в качестве основного критерия педагогической эффективности предусматривают выполнение нормативных требований физической подготовленности. Авторы считают, что для повышения эффективности подготовки школьников к выполнению нормативов современного комплекса ГТО практическое значение приобретает количественная оценка физического здоровья с учетом показателей физической подготовленности. Количественная оценка здоровья человека возможна на основе не столько среднестатистических нормативов, сколько индивидуальной нормы с учетом пола, календарного и биологического возраста, соматического типа телосложения. До настоящего времени в теории и методике физического воспитания нет единого мнения о способе оценки физического здоровья, а критерии его оценки могут устанавливаться произвольно на региональном и муниципальном уровнях. В комплексной оценке физического здоровья и результатов физической подготовленности школьников необходимо учитывать темпы биологического созревания, а также индивидуальные особенности телосложения и функциональных возможностей организма. Учителям физической культуры и тренерам в процессе физической подготовки целесообразно дифференцированно комплектовать учебные группы; дозировать физическую нагрузку с учетом темпов и конституционального типа.

Литература

1. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритмы здоровья. М.: АСТ, 2002. 590 с.
2. Апанасенко Г.Л. Спорт для всех и новая феноменология здоровья // Первый международный научный конгресс «Спорт и здоровье» (9-11 сентября 2003 г.). СПб, 2003. Т. 2. С. 172-174.
3. Бальсевич В.К. Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 5. С. 2-6.
4. Беляев А.Н. Физическая подготовка учащихся старшего школьного возраста различных конституциональных типов: автореф. дис … канд. пед. наук. Волгоград, 2000. 25 с.
5. Властовский В.Г. Акцелерация роста и развития детей (эпохальная и внутригрупповая). М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 279 с.
6. Губа В.П. Особенности индивидуализации двигательных способностей в подготовке юных спортсменов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2009. № 2. С. 41-44.
7. Жуков О.Ф. Реализация педагогической технологии физической подготовки школьников как фактор повышения квалификации учителя: автореф. дис. … канд. пед. наук. Ульяновск, 2003. 23 с.
8. Изаак С.И. Физическое развитие и физическая подготовленность студентов в системе мониторинга состояния физического здоровья населения (возрастно-половые особенности студентов) // Теория и практика физической культуры. 2004. № 11. С. 23-25.
9. Зайцева В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной физической культуре на основе современных информационных технологий: автореф. дис. … докт. пед. наук. М., 1995. 47 c.
10. Каинов А.Н. Дифференцированная оценка физической подготовленности школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2004. 24 с.
11. Кудинов А.А. Комплексная система подготовки легкоатлетов в период обучения в школе. Донецк: ДонГУ, 1994. 224 с.
12. Ларина М.В. Морфофункциональные особенности школьников с разными вариантами полового созревания: автореф. дис. … канд. мед. наук. Красноярск, 2006. 24 с.
13. Левушкин С.П., Мещеряков А.В., Зуев К.В. Содержание и организация физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях: методическое пособие. М., 2014. 95 с.
14. Никитушкин В.Г., Квашук П.В., Бауэр В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва: монография. М.: Советский спорт, 2005. 232 с.
15. Погудин С.М. Приоритеты и критерии эффективности физического воспитания школьников // Теория и практика физической культуры. 2010. № 5. С. 7-12.
16. Погудин С.М. Физическая культура в общеобразовательных учреждениях силового профиля. М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2012. 208 с.
17. Сонькин В.Д. Проблемы оценки физической работоспособности // Вестник спортивной науки. 2010. № 2. С. 37-42.
18. Спирин В.К., Вязанко М.В., Макарова Н.А. Индивидуальный подход как один из важнейших принципов модернизации базового курса физического воспитания в общеобразовательной школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007. № 1. С. 22-26.
19. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. С. 10.
20. Тихвинский С.Б., Погудин С.М. Компоненты и количественная оценка физического здоровья учащихся // Спортивно-ориентированная система физического воспитания - новая педагогическая технология ХХI века: сб. материалов всерос. науч.-практ. конф. Пермь, 2007. С. 280-283.
21. Физиология человека: Учебник для вузов физ. культуры и факультетов физ. воспитания педагогических вузов / Под общ. ред. В.И. Тхоревского. М.: Физкультура, образование и наука, 2000. 469 с.
22. Фонарев Д.В. Моделирование муниципальной системы спортивно ориентированного физического воспитания школьников: монография. Чайковский, 2009. 353 с.
23. Ченегин В.М. Физическое развитие и половое созревание юных спортсменов: учеб. пособие. Волгоград, 1988. 56 с.
Поступила в редакцию 2017-04-20
Опубликована 2017-06-23
Раздел
Педагогика
Страницы
241-249