ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В АРАБСКОМ МИРЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ

  • Гази Хусейн Taaн аль-Баяти
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Ирина Борисовна Ворожцова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: дистанционное обучение, информационно-компьютерные технологии, преимущества дистанционного обучения, проблемы в практике использования ИКТ, барьеры на пути развития дистанционного обучения

Аннотация

Цель статьи - ознакомить, как развивается электронное обучение в арабском мире, каково его место в общем и высшем образовании в Ираке и других арабских странах на материале исследований, которые ведутся в Египте, Саудовской Аравии, Иордании, Алжире. Признавая сложившиеся в мире реалии и высказывая положительное отношение к дистанционному образованию, авторы работ, рассматриваемых в предлагаемом обзоре, анализируют возможности и выгоды дистанционного образования для общего и высшего образования в арабских странах. Так, отмечаются гибкость и удобство обучения на расстоянии, что позволяет географически удаленным учащимся и особенно тем, кто живет в регионах военных конфликтов, продолжить свое образование, прослушать курс лекций ведущего специалиста в их профессиональной области. Среди недостатков данной формы образования обращено внимание на недостаточность живого общения между студентом и преподавателем, осуществление групповых проектов, избирательность обучающихся по отношению к асинхронным связям, малая насыщенность дистанционных курсов с точки зрения содержания и др. Речь идет также о барьерах, возникающих на развитии данной сферы образования: недостаточная прочность устройств инфраструктуры, скорость сетевого соединения, трудность подготовки и разработки образовательных программ на родном для учащихся языке (арабском) и др.

Литература

1. Al-Mahdi, Suzan Mohammed. Distance education and its Hopefully role in educational institutions / research presented scientific Annual Sixteenth Congress, distance education in the Arab world, the Egyptian Society for Education and comparison, education mechanism in Boor Said, Suez Canal University, Egypt, 2008. URL: https://kenanaonline.com/files/0100/100245/فصول%20افتراضية%201.pdf (дата обращения: 4.11.2016).
2. Al-Mousa, Abdullah bin Abdul Aziz, Al-Mobarak, Ahmed bin Abdul Aziz. E-learning principles and application, Riyadh: Humaidhi Press, 2005.
3. Bakhti, Ibrahim. Virtual learning Teaching and Research Center. URL: http://bbekhti.online.fr/trv_pdf/EAD.pdf (дата обращения: 19.03.2016).
4. Bruce J.C., Bond S.T., Jones M.E. Teaching epidemiology and statistics by distance learning // Statistics in Medicine. 2002. Vol. 21. P. 1009-1020.
5. Darwish Ehab. E-learning, features, justified, requirements, potentials. Dar Al-Sahab, Cairo, 2009.
6. Fahy Patrick, J. Indicators of support in online interaction // International Review of Research in Open and Distance Learning. Vol. 4, No. 1, 2003. URL: http://www.irrodl.org/contact/v5/n1/fahy.html.
7. Katz, Y.J., Yablon, Y.B. Online university learning: Cognitive and affective perspectives. // Campus Wide Information Systems, 2003. 20 (2).
8. Speed, F.M., & Hardin, H. Teaching statistics via distance: Duplicating the classroom experience // Communications in Statistics: Simulation and Computation, 2001, 30 (2).
9. Stephenson, R.W. Statistics at a distance // Journal of Statistics Education, 9 (3), 2001. URL: http:// www.amstat.org/publications/jse/v9n3/stephenson.html (дата обращения: 15.04.2016).
10. Азимов Э.Г., Щукин А.Н., Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 2009.
11. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанцонного обучения. М.: Изд. центр «Академия», 2007.
12. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного образования. учеб. пособие / под ред. Е.С. Полат. М.: Изд. центр «Академия», 2004.
Поступила в редакцию 2017-04-20
Опубликована 2017-06-23
Раздел
Педагогика
Страницы
250-254