ПРОБЛЕМА ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БАРЬЕРА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

  • Елена Александровна Василевская
    • ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет»
  • Валерия Алексеевна Манина
    • ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный аграрный университет»
Ключевые слова: психологический барьер, отечественные концепции, преодоление барьеров, студенты, юношеский возраст

Аннотация

В статье представлен анализ основных отечественных концепций, раскрывающих суть психологического барьера учебной деятельности. Психологический барьер учебной деятельности, в отечественной психологии, рассматривается не в качестве конфликтного, проблемного состояния, а как остановка в развитии. Изучение отечественной литературы по проблеме профессионального развития позволяет сказать, что тематическим ядром научных исследований являлось однонаправленное прогрессивное изменение деятельности и личности обучаемого или специалиста. Но такое рассмотрение невозможно без анализа факторов, влияющих на профессиональное развитие. Одним из факторов являются психологические барьеры, возникающие в учебной деятельности. Психологический барьер рассматривается с двух позиций: как негативные факторы, отрицательно влияющие на профессиональную деятельность, и как конструктивное образование и необходимый фактор, обеспечивающий развитие деятельности, а, следовательно, и личности. Психологические барьеры учебной деятельности рассматриваются в контексте учебной деятельности и юношеского возраста.

Литература

1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учеб. пособие. Ростов-н/Д.: Творч. центр «Учитель», 1999. 560 с.
2. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. СПб.: Речь, 2006. 458 с.
3. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. М.: Педагогическое общество России, 2004. 214 с.
4. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.: OMS, 1994. 192 с.
5. Дарвиш О.Б., Клочко В.Е. Возрастная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. О.Б. Дарвиш. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 264 с.
6. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Педагогика, 1980. С. 127-130
7. Козловская Г.Ю., Слюсарева Е.С. Методы психологической коррекции: учеб.-метод. пособие. Ставрополь, 2008 240 с.
8. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Л.: Изд-во ЛГУ, 1967.183 с.
9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 456 с.
10. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 254 с.
11. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. 273 с.
12. Мязина М.Б. Особенности психологического барьера, возникающего в процессе профессиональной подготовки у студентов технического вуза: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2003. 146 с.
13. Нолиу З.А. Психологические особенности возникновения когнитивных барьеров в педагогическом общении: автореф. дис. … канд. психол. наук. Ташкент, 1993. 152 с.
14. Парыгин Б.Д. Психологический барьер и его природа // Социальная психология и философия. Л.: Изд-во ЛГПИ им. Герцена, 1975. 176 с.
15. Подымов Н.А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя: дис. … докт. психол. наук. М., 1999. 390 с.
16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000. 720 с.
17. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. 288 c.
18. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. 2001. №1. С. 3-18.
Поступила в редакцию 2017-01-18
Опубликована 2017-03-24
Раздел
Психология. Социальная психология
Страницы
59-65