МЕТОДИКА ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ МНОГОМЕРНОЙ И ПАРАМЕТРИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ

  • Елена Евгеньевна Фомина
    • Тверской государственный технический университет
  • Николай Константинович Жиганов
    • Тверской государственный технический университет
Ключевые слова: обработка результатов, факторный анализ, критерий хи-квадрат, таблицы сопряженности, анкетирование

Аннотация

Анкетирование как один из основных методов изучения общественного мнения широко применяется в разных областях, позволяя узнать мнение респондентов на интересующие темы. Результаты первичной обработки анкет представляют собой, как правило, базы данных большого объема, требующие дальнейшего анализа и интерпретации результатов, более глубокой проработки и поиска взаимосвязей между агрегированными переменными и социально-демографическими характеристиками респондента. Для упрощения этой проблемы на практике могут быть применены методы многомерной и параметрической статистики. Данная статья посвящена использованию факторного анализа и критерия хи-квадрат для обработки результатов анкетирования. Предложена методика анализа результатов, включающая в себя два этапа: поиск общих факторов, оказывающих влияние на ответы респондентов, и установление взаимосвязи между найденными факторами и дополнительными переменными (такими как пол, возраст и доход респондента).

Литература

1. URL: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met93/node4.html.
2. Буреева Н.Н. Многомерный статистический анализ с использованием ППП «STATISTICA». Учеб.-метод. материал по программе повышения квалификации «Применение программных средств в научных исследованиях и преподавании математики и механики». Нижний Новгород, 2007. 112 с.
3. Самсонова А.В. Факторный анализ. Направления применения и неиспользованные возможности // Вестник Балтийской Педагогической Академии. Вып. 62. 2005. С. 67-75.
4. Фомина Е.Е. Обзор программных продуктов, используемых при проведении социологических исследований // Социосфера. 2016. № 2. С. 99-102.
Поступила в редакцию 2016-12-16
Опубликована 2017-03-24
Раздел
Психология. Социальная психология
Страницы
105-110