ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ ВЫПУСКНИКОВ ПРИ ОБРАБОТКЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА В УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

  • Наталья Владимировна Латыпова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: единый государственный экзамен, профессиональные намерения, закономерность Ципфа - Мандельброта, фрактальная размерность, тренды профессиональной направленности, профориентация, выпускники школ

Аннотация

В статье обобщается опыт исследований, посвященных статистическому анализу и обработке данных результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ) выпускников школ Удмуртской Республики за разные периоды. Показано, что рангово-степенная закономерность Ципфа-Мандельброта позволяет выявить профессиональные намерения ЕГЭ-респондентов, которые обладают свойством самоподобия. Тем самым, распределение ЕГЭ-респондентов Удмуртской Республики подобно распределению в отдельной школе или района, а это значит, что объект исследования обладает фракталоподобной структурой. Метрической характеристикой исследуемой структуры служит фрактальная размерность, определяемая из закономерности Ципфа-Мандельброта. Фрактальный характер такого инструмента педагогического измерения и диагностики контроля системы образования, каким по существу должен являться ЕГЭ, имеет психологическую обусловленность: любой педагогический объект обладает собственной мерой и размерностью и является дидактически уникальным, как уникальна каждая личность. Данная методика позволяет выявить своеобразный вектор профессиональных намерений, общие социальные тренды профессиональной направленности выпускников школ. Поэтому представляется целесообразным включение такого анализа в соответствующие отчетные документы предстоящих ЕГЭ и учет данных тенденций при планировании профориентационной работы вузов.

Литература

1. Галиакберова Ю.Г. Статистический анализ результатов ЕГЭ на примере одной из школ города Ижевска/ Ю. Г. Галиакберова; науч. рук. Н. В. Латыпова // XLV итоговая студенческая научная конференция: материалы конф. (апр. 2017 г.); отв. ред. А. М. Макаров. - Ижевск: Удмуртский университет, 2017. - С. 4-6.
2. Гришин В.А., Вискарева А.Г. Особенности оценки обученности с учетом «негауссовских» проявлений законов распределения статистической информации при контроле инновационного содержания обучения // Инновации в образовании. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 3(4). - С. 35-38.
3. Иванов С.А. Стохастические фракталы в информатике // НТИ. Сер. 2. Информ. процессы и системы. - 2002. №8 - С. 7-18. - ISSN 0548-0027.
4. Иудин Д.И. Фракталы: от простого к сложному / Д.И. Иудин, Е.В. Копосов; Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т - Н. Новгород: ННГАСУ, 2012. - 200 с., ISBN 978-5-87941-829-3.
5. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. - Изд. 4, испр. и доп. - М.: УРСС, 2019.
6. Колзина Е.Н. Выявление статистических закономерностей при анализе результатов ЕГЭ/ Е.Н. Колзина; науч. рук. Н. В. Латыпова // Выпускная квалификационная работа на соискание степени бакалавра по направлению 01.03.01 «Математика». - Ижевск, 2022. - 65 с.
7. Кулов А.У. К определению понятия «Профессиональная направленность» личности // Вестник МГУКИ. 2013. №3 (53). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-opredeleniyu-ponyatiya-professionalnaya-napravlennost-lichnosti (дата обращения: 29.06.2022).
8. Кунц Л.И. Профессиональная направленность и направленность личности // Сибирский педагогический журнал. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-napravlennost-i-napravlennost-lichnosti (дата обращения: 29.06.2022).
9. Латыпов И.А., Латыпова Н.В. Логико-математический аппарат научных коммуникаций // Наука Удмуртии. Ижевск, 2016. № 3. С. 14-29.
10. Латыпова Н.В. Фрактальный анализ: учеб. пособие. - Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2020. - 120 с. - ISBN 978-5-4312-0810-2.
11. Латыпова Н.В. Компьютерная обработка данных. Фракталы: учеб. пособие. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. - 78 с., прил. - ISBN 978-5-4312-0138-7.
12. Малинецкий Г.Г. Выбор стратегии // Компьютера. - 2003. - № 38 (513). - С. 25-31.
13. Малинецкий Г.Г., Курдюмов С.П. Синергетика, прогноз и управление риском // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - С. 378-405.
14. Мандельброт Б. Фракталы, случай и финансы - Москва-Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2004 - 256 с.
15. Ульянова А.А. Анализ закономерностей при обработке статистических данных результатов ГИА в УР/ А.А. Ульянова; науч. рук. Н.В. Латыпова // Выпускная квалификационная работа на соискание степени бакалавра по направлению 44.03.05.04 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)». - Ижевск, 2022. - 53 с.
16. Фирстов В.Е., Иванов Р.А. Из истории стенографии и интерпретации закона Ципфа-Мандельброта в учебном процессе // Ярославский пед. вестник - 2013, №4 - Том III (Естественные науки) - С. 14-20.
17. Фирстов В.Е., Иванов Р.А. Статистические закономерности и ранговые корреляции профессиональной направленности результатов ЕГЭ в Саратовской области (2009-2012 гг.) // Известия Саратовского ун-та. Нов. серия. Сер. Философия. Психология. Педагогика. - 2013. Т. 13. Вып. 4. - С. 106-115.
18. Mandelbrot B. B. A Multifractal Walk Down Wall Street. - URL: https://www.scientificamerican.com/article/a-multifractal-walk-down-wall-stree/(дата обращения: 18.08.2020).
19. ГИА в УР: статистика и мониторинг (rcoko18.ru). - URL: https://ege.rcoko18.ru/statistic/index.php (дата обращения: 30.06.2022).
Поступила в редакцию 2022-09-12
Опубликована 2022-12-24
Раздел
Педагогика
Страницы
413-422