ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ РОССИЙСКИХ АРХИВОВ И БИБЛИОТЕК В ПРЕПОДАВАНИИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

  • Мария Леонидовна Шмыкова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: интернет-ресурс, исторические информационные ресурсы, вспомогательные исторические дисциплины, палеография, генеалогия

Аннотация

Актуальность темы исследования обусловлена активным процессом создания исторических информационных ресурсов. Круг исследований, посвященных возможностям применения интернет-ресурсов в преподавании вспомогательных исторических дисциплин, весьма ограничен. В связи с этим целью статьи является выявление разработанных российскими архивами и библиотеками интернет-ресурсов и изучение возможностей их использования в преподавании вспомогательных исторических дисциплин. Особое внимание уделено проектам и базам данных по палеографии и генеалогии. Важнейшим методом исследования, примененным в работе, стал историко-сравнительный метод, на основании которого выявляются наиболее удачные с точки зрения научного исполнения и использования в педагогической деятельности цифровые ресурсы по вспомогательным историческим дисциплинам. Оцифровка памятников русской письменности XI-XVIII вв. привела к появлению ряда ресурсов, подготовленных Российской национальной библиотекой. Большое значение в качестве источника дополнительной информации для студентов по палеографии имеет проект «Русские автографы. Памятники русского письма в собраниях отдела рукописей Российской национальной библиотеки». Электронные копии отдельных памятников с их научным описанием, транскрипцией и переводом могут быть использованы при организации практических занятий, самостоятельной работы и проверки знаний и умений студентов. Российскими архивами создаются базы данных, позволяющие осуществлять поиск дел по генеалогическим вопросам и предоставляющие доступ к электронным образам исторических источников. Такого рода ресурсы дают возможность формировать у учащихся навыки поиска информации в базах данных и проведения исследований по истории семьи. Однако в настоящее время отсутствуют интернет-ресурсы с полностью разработанным методическим инструментарием.

Литература

1. Абрамова Н. Г., Круглова Т. А. Вспомогательные исторические дисциплины: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 368 с.
2. Архивы Санкт-Петербурга. URL: https://spbarchives.ru/(дата обращения: 28.02.2022).
3. Володин А. И. История онлайн: о применении электронных ресурсов в обучении истории // Преподавание отечественной истории: исторические факты и их интерпретация: Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции. Москва, РУДН, 15-16 мая 2014 г. М.: РУДН, изд-во «Экон-информ», 2014. С. 68-75.
4. Гагарина Д. А., Корниенко С. И. Формирование информационно-коммуникационной компетентности студентов университета на основе изучения отечественной истории как общеобразовательной дисциплины: методическое пособие. Пермь, 2007. 170 с.
5. Гарскова И. М. Историческая информатика: эволюция междисциплинарного направления. СПб.: Алетейя, 2018. 408 с.
6. Государственный реестр уникальных документов Вологодской области. URL: https://uniqdoc.gov35.ru/(дата обращения: 26.02.2022).
7. Доступная генеалогия. URL: https://udmkorni.ru/(дата обращения: 19.02.2022).
8. Древнерусская литература в рукописях. URL: http://expositions.nlr.ru/literature/drevrus/ (дата обращения: 19.02.2022).
9. Кашаева Ю. А., Швецов А. М. Поисковая интернет-система «Поколения Пермского края» // К 200-летию императора Александра II: Архивные документы по российской истории в научных исследованиях и публикациях. Вып. 3. СПб.: Президентская библиотека им. Б Н. Ельцина, 2018. С. 236-250.
10. Козляков В. Н. Московское царство. СПб.: Наука, 2019. 261 с.
11. Коллекция уникальных единиц хранения РГАДА. URL: http://rgada.info/kueh/index.php?T1=&Sk=30&B1=%D0%9D%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B8 (дата обращения: 24.02.2022).
12. Корниенко С. И., Гагарина Д. А., Поврозник Н. Г. Исторические информационные системы: теория и практика. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 231 с.
13. Лаврентьевская летопись. 1377 г. URL: http://expositions.nlr.ru/LaurentianCodex/ (дата обращения: 16.02.2022).
14. Моя семья. URL: https://cgamos.ru/(дата обращения: 24.02.2022).
15. Муравьев А. В. Палеография: Учебно-методическое пособие со сборником снимков с русского письма XI-XVIII вв. для студентов заочного и вечернего отделений ист. фак. гос. ун-тов. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та им. М. В. Ломоносова, 1975. 105 с.
16. Поколения Пермского края. URL: https://pokolenia.permkrai.ru/(дата обращения: 16.02.2022).
17. Преодоление Смуты (конец XVI - начало XVII вв.) и укрепление российской государственности. URL: https://projects.rusarchives.ru/smuta/(дата обращения: 19.02.2022).
18. РГАДА. Ф. 135. Древлехранилище. URL: http://rgada.info/index.php?page=10 (дата обращения: 20.02.2022).
19. Русская правда. URL: http://expositions.nlr.ru/ruspravda/index.php (дата обращения: 16.02.2022).
20. Русские автографы. Памятники русского письма в собраниях рукописей РНБ. URL: http://expositions.nlr.ru/rusautograph/ (дата обращения: 17.02.2022).
21. Сборник снимков с русского письма XI-XVIII вв. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Palaeo/index.html (дата обращения: 15.02.2022).
22. Собрание рукописей и старопечатных книг. URL: https://lib-fond.ru/(дата обращения: 22.02.2022).
23. Чекунова А. Е. Русское кириллическое письмо XI-XVIII вв.: учеб. пособие. М.: РГГУ, 2010. 288 с.
24. Черепнин Л. В. Русская палеография: учеб. пособие для вузов. М.: Гос. изд-во политической литературы, 1956. 616 с.
25. Щербич С. Н. Аз, буки, веди, ижица на службе у историков // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П. П. Ершова. 2012. № 2. С. 123-128.
26. Юмашева Ю. Ю. Влияние информационного общества на методологию исторических исследований // Историческая информатика. 2019. № 3. С. 124-149.
27. Юмашева Ю. Ю. Историко-биографические исследования: методы и базы данных // Уральский исторический вестник. 2015 № 4 (49). С. 146-152.
28. Энциклопедические сборники XV в. книгописца Ефросина - «Леонардо да Винчи Древней Руси». URL: http://expositions.nlr.ru/EfrosinManuscripts/ (дата обращения: 16.02.2022).
Поступила в редакцию 2022-06-22
Опубликована 2022-12-24
Раздел
Педагогика
Страницы
431-436