МЕТОДИКА «РАСПРЕДЕЛЕННОЕ АВТОРСТВО В РЕШЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ» ДЛЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

  • Юлия Михайловна Белозерова
    • АНО ВО «Институт кино и телевидения (ГИТР)»
Ключевые слова: методика, распределенное авторство, кейсы, практические ситуации, повышение квалификации

Аннотация

В работе представлена методика «Распределенное авторство в решении практических ситуаций (РАВТОР-кейс)», предназначенная для роста качества повышения квалификации специалистов. Гипотезой выступает предположение об эффективности использования традиционных инструментов социальных сетей и мессенджеров для коллективного создания учебных материалов, способствующих обмену опытом обучающихся. В методике разработаны проблемные ситуации (кейсы), варианты их решения, размещенные в социальной сети ВКонтакте с приглашением обучающихся к выработке вариантов решения ситуаций и комментированию с мотивированием к различным действиям по обмену опытом, оценки вариантов решения, рейтинг авторов учебных материалов. Учебным материалом в методике признается вся совокупность результатов активности преподавателя и обучающихся (кейс, комментарии, комментарии к комментариям, оценки, репосты, лайки). Практическая апробация разработанной методики проведена на курсах повышения квалификации с участием 303 преподавателей вузов России в период с 17.10 по 15.11.2022 г. Результатом апробации явилось создание 13 кейсов, 4328 просмотров созданных кейсов, 276 вариантов решения кейсов, 108 комментариев к решениям кейсов, 210 оценок действий участников обучения, что значительно превосходит поставленные учебные задачи и средние показатели активности пользователей социальной сети. Приводится обоснование эффективности применения разработанной методики для обучения специалистов высокой квалификации на курсах дополнительного профессионального образования.

Литература

1. Белозерова, Ю. М. Опыт применения медиатехнологий, виртуальной и дополненной реальности в формировании профессиональных компетенций сотрудников организаций сферы услуг / Ю. М. Белозерова // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека : Сборник научных статей и материалов III международной конференции, Коломна, 12-14 февраля 2020 года. - Коломна: Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», 2020. - С. 41-46. - EDN AYUVPM.
2. Белозерова, Ю. М. Подготовка кадров для сферы услуг как ключевая стратегическая задача: подходы к решению / Ю. М. Белозерова // Туризм как фактор регионального развития : Материалы VIII Международной научно-практической конференции / Ответственные за выпуск Е.В. Курилова, Е.А. Ивлиева : Уральский государственный экономический университет, 2018. - С. 11-13. - EDN XVNOEX.
3. Белозерова, Ю. М. Проектный подход к развитию института наставничества в сфере услуг (на примере индустрии туризма) / Ю. М. Белозерова // Сервису и туризму - инновационное развитие : Материалы XII международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 20 марта 2020 года / Отв. редактор Т.С. Комиссарова. - Санкт-Петербург: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2020. - С. 167-170. - EDN DMLEMO.
4. Введение в профессию «Преподаватель вуза». Трудовые функции преподавателя: учебник / Ляпунцова Е.В., под ред., Белозерова Ю.М., под ред., колл. авторов. - Москва: КноРус, 2022. - 458 с.
5. Введение в профессию «Преподаватель вуза». Профессиональная среда высшей школы : Учебник (Магистратура и аспирантура) / В. С. Агапов, С. В. Бадмаева, Я. С. Баранова [и др.]. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Издательство «КноРус», 2021. - 238 с. - ISBN 978-5-406-08856-2. - EDN IVGRZU.
6. Веселова Д.В., Пидшморга Ю.В., Яковлева Т.А. Особенности организации обучения бережливым технологиям в дистанционном формате на «Фабрике процессов» Кубанского государственного медицинского университета в условиях пандемии COVID-19// Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2020. Т. 30. № 5. С. 623-628.
7. Критическое осмысление опыта преподавателей вузов по использованию онлайн-технологий в образовательном процессе (на примере Калининградской, Тюменской областей и Приморского края) / Е. В. Ляпунцова, Ю. М. Белозерова, Л. В. Семенова [и др.] // Вестн. Удм. ун-та. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 30, вып. 3. С. 264-275. DOI 10.35634/2412-9550-2020-30-3-264-275. EDN ALQLWR.
8. Ляпунцова, Е. В. Оценка качества образовательного процесса на основе данных в эпоху education 4.0 / Е. В. Ляпунцова, Ю. М. Белозерова, А. Сухоносенко // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2021. № 1(33). С. 19-22. EDN AYNMPA.
9. Малкова Т.В., Баранов А.Ю. Профессиональный рост преподавателя как необходимое условие повышения качества современного образования // ModernScience. 2020. № 4-2. С. 154-156.
10. Равторство. Кейсы педагогической практики в сети ВКонтакте. URL: https://vk.com/rauthors (дата обращения: 22.11.2022).
11. Равторство. Кейсы педагогической практики в Телеграмм. URL: https://web.telegram.org/k/#-1332075874 (дата обращения: 20.11.2022).
12. Синявина О.В., Богомолова Е.В. Держать квалификацию на уровне. Информационные технологии как средство повышения эффективности профессиональной деятельности преподавателей // Вестник военного образования. 2022. № 1 (34). С. 100-103.
13. Социальная роль преподавателей вузов в Российской Федерации / Е. Н. Августа, Ю. М. Белозерова, А. А. Богомазова [и др.]. - М.: ООО «Русайнс», 2022. 120 с. ISBN 978-5-4365-9457-6. EDN YZTUCF.
14. Традиции и инновации высшего образования в Российской Федерации: стратегическая роль преподавателя / С. В. Бадмаева, Е. А. Балабанова, Ю. М. Белозерова [и др.]. - М.: ООО «Издательство «КноРус», 2022. - 166 с. - ISBN 978-5-406-09731-1. - EDN RJDKFE.
15. Шевякова И.А., Троянская С.Л. Эффективность формирования универсальных профессиональных компетенций врачей-организаторов здравоохранения при дистанционном повышении квалификации // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 31, вып. 4. С. 446-453.
16. Эффективность и качество труда преподавателей высшей школы: методический и практический аспекты / С. Г. Абрамян, Е. Н. Августа, Н. Б. Ачкасов [и др.]. - Москва : Общество с ограниченной ответственностью «Русайнс», 2022. - 226 с. - ISBN 978-5-4365-9462-0. - EDN AELFVW.
17. Analysis of the methods for assessing the quality of entrepreneurial education / M. Vdovichenko, E. Lyapuntsova, Y. Belozerova, I. Drozdova // E3S Web of Conferences : 8, Rostovon-Don, 19-30 августа 2020 года. - Rostovon-Don, 2020. - P. 22029. - DOI 10.1051/e3sconf/202021022029. - EDN BGOUIL.
18. The Knowledge Development of State and Municipal Employees Using Electronic Educational Technologies / Y. Lebedeva, O. Petrina, M. Stadolin [et al.] // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2022. - Vol. 247. - P. 665-676. - DOI 10.1007/978-3-030-80946-1_61. - EDN GBCWBF.
Поступила в редакцию 2022-11-29
Опубликована 2022-12-24
Раздел
Педагогика
Страницы
437-444