ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАСКАДНОЙ ЭКОНОМИЗАЦИИ ТЕХНИКИ ПРИКЛАДНОГО ПЛАВАНИЯ

  • Алексей Александрович Бобрищев
    • ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России»
  • Константин Владимирович Мотовичев
    • ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России»
  • Мария Сергеевна Назарова
    • ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации»
Ключевые слова: спасение людей на воде, педагогическая технология каскадной экономизации, техника прикладного плавания, педагогический эксперимент, студенты образовательных организаций гражданской авиации

Аннотация

Актуальная проблема : подготовке обучающихся спасению людей на воде на основе развития навыков прикладного плавания уделяется недостаточно внимания. При этом особую значимость приобретает необходимость повышения ее эффективности, поскольку, согласно статистическим данным, количество чрезвычайных происшествий на воде велико. Цель : эмпирическое обоснование эффективности педагогической технологии каскадной экономизации техники прикладного плавания. Методика : проведение педагогического эксперимента с использованием трех экспериментальных групп (52 студента, возраст 19-21 год) с использованием педагогической технологии каскадной экономизации техники прикладного плавания и трех контрольных групп (52 студента, возраст 19-21 год), обучающихся по классической методике для проведения сравнительного анализа показателей эффективности прикладного плавания. Результаты : экспериментальная проверка педагогической технологии каскадной экономизации техники прикладного плавания показала ее более высокую эффективность по сравнению с классической методикой. Обсуждение результатов : педагогический эксперимент показал улучшение показателей прикладного плавания как у испытуемых экспериментальной группы, так и у испытуемых контрольной группы. При этом улучшение показателей в экспериментальных группах было отмечено на 25-40 %, а в контрольной - на 5-10 %. Выводы : апробация педагогической технологии каскадной экономизации техники прикладного плавания показала ее высокую эффективность и простоту реализации; высокая эффективность разработанной технологии, направленной на спасение людей на воде с практической направленностью занятий, позволяет предложить ее использование при подготовке сотрудников в образовательных организациях МЧС России.

Литература

1. Аганов С.С. [и др.]. Взаимозависимость физической и умственной деятельности в процессе обучения курсантов в вузе ГПС МЧС России // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта: сб. статей Межвуз. науч.-практ. конф. / под. общ. ред. С.С. Аганова. СПб., 2021. С. 298-302.
2. Аришин, А.В. Формирование и контроль техники плавания на первом году обучения в спортивных школах: автореф. дис. … канд. пед. наук/А.В. Аришин; 13.00.04. -Краснодар, 2002. - 23 с.
3. Болотин А.Э. Технология обучения прикладному плаванию студентов вузов с использованием средств улучшения экономичности движений (на примере вузов гражданской авиации) / А.Э. Болотин, М.С. Назарова, И.В. Переверзева, В.Н. Буянов. - Ульяновск : УлГТУ, 2018. - 275 с.
4. Болотин А.Э. Структурные элементы педагогической технологии обучения прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации с использованием методики улучшения экономичности движений / А.Э. Болотин, М.С. Назарова // Актуальные вопросы совершенствования физической культуры и спорта : Статьи Межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 07-08 декабря 2021 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2021. - С. 24-29.
5. Болотин, А.Э. Факторы, определяющие высокую эффективность обучения студентов плаванию брассом / А.Э. Болотин, О.В. Новосельцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 12(106). - С. 112-115.
6. Государственный доклад «О состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2020 году» / - М.: МЧС России. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2021. - 264 с.
7. Карпова С.Н. Развитие выносливости студентов специальных медицинских групп средствами оздоровительного плавания / Карпова С.Н., Журавлев А.А. // Научная сессия ГУАП: Гуманитарные науки: сб. докладов научной сессии, посвященной Всемирному дню авиации и космонавтики. СПб., 2021. С. 152-153.
8. Назарова М.С. Технология обучения прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации с использованием методики улучшения экономичности движений: авт. дис. … к-та пед. наук. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2016. 25 с.
9. Непочатых М.Г., Богданова В.А., Лабзо К.С., Никитина И.Ю., Алексеева О.И., Смирнов А.М. Теория и методика обучения плаванию студентов высших учебных заведений: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. - 70 с.
10. Пыжова И. В. Построение педагогической технологии обучения прикладному плаванию студентов вузов гражданской авиации с использованием методики улучшения экономичности движений / И. В. Пыжова, Д. А. Карпов, М. С. Назарова // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры : сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Санкт-Петербург, 19 апреля 2018 года / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. - Санкт-Петербург: ФГАОУ ВО«Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», 2018. - С. 402-404.
11. Физическая подготовка и прикладной спорт в системе МЧС России: учеб. / С.С. Аганов. 2-е изд., с изм. и доп. СПб., 2015. - 592 с.
12. Bolotin, A.E. and Bakayev V.V. (2017). The differences in responce of the respiratory system of long and middle-distance runners and their influence or recovery rate // Journal of Physical Education and Sport, (JPES) 17 (4), No. 272, pp. 2443-2446.
13. Havriluk R. Analyzing hand force in swimming: three typical limiting factors/R. Havriluk // American Swimming Magazine, 2006. № 3. P. 14-18.
14. Irwin C. Urban minority youth swimming ability in the United States and associated demographic characteristics: toward a drowning prevention plan/ C. Irwin, R. Irwin, T. Ryan // Injury Prevention, 2009. № 15. Р. 234-239.
15. Starek J. The effect of self-modeling on the performance of beginning swimmers/j. Starek, R. Mc Cullagh // The Sport Psychologist.-1999.-№ 13.- P. 269-297.
Поступила в редакцию 2022-06-15
Опубликована 2022-12-24
Раздел
Педагогика
Страницы
445-451