ОСОБЕННОСТИ МЕНТАЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ В РАЗЛИЧНЫХ ПО СТРЕССОГЕННОСТИ СИТУАЦИЯХ

  • Александр Октябринович Прохоров
    • Казанский (Приволжский) федеральный университет
  • Марина Евгеньевна Валиуллина
    • Казанский (Приволжский) федеральный университет
  • Марк Геннадьевич Юсупов
    • Казанский (Приволжский) федеральный университет
Ключевые слова: саморегуляция, ситуация, психические состояния, средства регуляции, смысл, рефлексия, самоотношение

Аннотация

В работе поставлена цель - выявление структуры взаимосвязей между составляющими ментальной регуляции и частотой переживаний эмоциональных состояний студентов в ситуациях с различным уровнем стрессогенности. Наше предположение заключалось в том, что показатели отношения к себе вносят наибольший вклад в регуляторный процесс. Выборку составили 44 студента различных специальностей (M=19,7 лет), из них 25 девушек и 19 юношей. Респондентам предлагались три ситуации, качественно отличающиеся по степени интенсивности стрессового состояния. Наивысший уровень выраженности стресса был связан с травмой значимой потери или угрозы для жизни. Степень выраженности эмоциональных состояний, способы саморегуляции измерялись с помощью авторских анкет. Составляющие ментальной регуляции (рефлексивно-смысловые характеристики, самоотношение) оценивались с использованием стандартизированных методик. Полученные данные обрабатывались с использованием t-критерия Стьюдента для связных выборок и корреляционного анализа по Спирмену. По результатам эмпирического исследования установлено, что с возрастанием стрессогенности ситуации возрастает частота переживаний отрицательных состояний паники, отчаяния, горя. Для ситуаций, характеризующихся умеренной выраженностью стресса, типичны состояния средней и малой интенсивности. Во всех трех ситуациях выявлены как инвариантные, так и специфические способы саморегуляции состояний. Чем выше стрессовость ситуации, тем чаще используются непродуктивные способы регуляции, связанные с избеганием или регрессией. Выявлены особенности организации взаимосвязей показателей сознания, эмоциональных состояний и регуляторных средств в зависимости от стрессогенности ситуации. Во всех трех ситуациях наибольший вклад в структуры ментальной регуляции состояний вносят показатели самоотношения (p<0,01). Результаты исследования могут быть использованы в работе психологических служб вузов при планировании и проведении мероприятий, направленных на повышение регуляторных возможностей молодых людей, сталкивающихся с трудностями в повседневной жизни.

Литература

1. Брушлинский А.В. Психология субъекта. М., 2003.
2. Габдреева Г.Ш. Методы регуляции психического состояния // Психология состояний. Хрестоматия. М., 2004.
3. Голиков Ю.Я., Костин А.Н. Теория и методы анализа проблемностей в сложной операторской деятельности // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. М., 1999.
4. Дикая Л.Г. Психическая саморегуляция функционального состояния человека (системно-деятельностный подход). М., 2003.
5. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. №1.
6. Костин А.Н., Голиков Ю.Я. Психическая регуляция поведения и деятельности: современное состояние и проблемы исследования // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики: сб. науч. трудов. Вып. 4. М., 2012.
7. Котляков В.Ю. Методика «Система жизненных смыслов» // Вестник КемГУ. 2013. Т. 54. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-sistema-zhiznennyh-smyslov (дата обращения: 08.05.2023).
8. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. М., 2007.
9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
10. Обознов А.А. Психическая регуляция операторской деятельности (в особых условиях рабочей среды). М., 2003.
11. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.,1993.
12. Прохоров А.О. Структурно-функциональная модель ментальной регуляции психических состояний субъекта // Психологический журнал. 2020. T 41. № 1.
13. Прохоров А.О., Чернов А.В. Методика диагностики рефлексивных процессов: распознавания, осознания и идентификации // Психология психических состояний: сб. статей. Вып. 5. Казань, 2015.
14. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи, 1996.
15. Handbook of Self-regulation: Research, Theory, and Applications / Baumeister R.F. & Vohs K.D. (Eds.). New York, 2004.
Поступила в редакцию 2023-05-25
Опубликована 2023-06-23
Раздел
Психология
Страницы
113-126