УСЛОВИЯ ЗАДАЧИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПЕТЕЛЬ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В СЕТЕВОМ МЫШЛЕНИИ
Аннотация
Повышение роли цифровых технологий, организованных на основе сетевых принципов, приводит к их возрастающему использованию при организации человеческого мышления. Особенно заметной данная тенденция становится при сетевом взаимодействии между людьми посредством цифровых инструментов в процессе осуществления совместной мыслительной деятельности. Для изучения особенностей этого взаимодействия было проведено исследование с целью выявления условий задачи, необходимых для формирования петель обратной связи в сетевом мышлении. Для получения первичных данных в исследовании проводился контент-анализ. Для статистической обработки полученных результатов применялся двухфакторный дисперсионный анализ. В ходе исследования выделены значимые критерии начальных условий задачи, влияющие на образование петель обратной связи в сетевом мышлении. Определено, что эти критерии способны оказывать влияние на формирование положительных и отрицательных петель обратной связи. Установлено, что их влияние может осуществляться как по отдельности, так и совместно. Выявлено, что петли обратной связи активней формируются в случае наличия общей для всех участников сетевого мышления цели. В свою очередь, наличие нескольких возможных вариантов решения задач не оказывает существенного воздействия на образование петель обратной связи в сравнении с задачами, имеющими только одно верное решение. Полученные данные делают возможным инициацию петель обратной связи в сетевом мышлении. Результаты могут быть использованы для повышения интенсивности процессов совместной мыслительной деятельности путём подбора начальных условий.
Литература
2. Василькова В.В. Сети в социальном познании: от метафоры к метатеории // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. Т. 15, № 5. С. 11-24.
3. Винер Н. Кибернетика и общество. Творец и робот. М.: Тайдекс Ко. 2003, 245 с.
4. Жилин В.И. К вопросу о самоорганизации в кибернетических и синергетических системах // Вестник Ленинградского государственного университета им. АС Пушкина. 2010. Т. 2, № 2. С. 142-149.
5. Журавлев А. Психология совместной деятельности. М.: Когито-Центр, 2005. 640 с. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosmedlib.ru/book/ISBN5927000681.html.
6. Князева Е.Н. Научная революция в когнитивной науке в контексте развития теории сложности // Гуманитарный вестник. 2019. Т. 75, № 1. С. 2. DOI: 10.18698/2306-8477-2019-1-586.
7. Латур Б., Вахштайн В., Смирнов А. Об интеробъективности // Социологическое обозрение. 2007. Т. 6, № 2. C. 79-98.
8. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Особенность обратной связи как условие самоорганизации позиции субъекта // Социальное партнёрство: педагогическая поддержка субъектов образования. 2017. С. 26-36.
9. Муштей Н. А. Партисипативное взаимодействие и социальная стигмергия как процессы социальной самоорганизации в современном обществе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, № 3. С. 270-274.
10. Патаракин Е. Д. Совместная сетевая деятельность и поддерживающая ее учебная аналитика // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 145-154.
11. Турчевская Б.К., Киреева И.О. Рефлексия как механизм формирования критического мышления // Мотивация и рефлексия личности: актуальные вопросы теории и практики. 2020. С. 294-298.
12. Хакен Г., Плат П., Эбелинг В., & Романовский Ю. Общие принципы самоорганизации в природе и в обществе. Об истории синергетики. М., Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2018. 400 с.
13. Barabási A.L. Linked: The New Science of Networks. Cambridge: Perseus. 2002, 280 p. DOI: 10.1086/377825.
14. Capra F. The systems view of life: A unifying conception of mind, matter, and life // Cosmos and History: The Journal of Natural and Social Philosophy. 2015. Vol. 11. No. 2. Pp. 242-249. [Electronic resource]. URL: https://www.cosmosandhistory.org/index.php/journal/article/view/503.
15. Castells M. The rise of the network society (Vol. 12). Hoboken: Wiley-Blackwell. 2009, 597 p. DOI: 10.1002/9781444319514.
16. Castells M. The information city, the new economy, and the network society // The information society reader. NY: Routledge, 2020. Pp. 150-164. DOI: 10.4324/9780203622278-17.
17. Cimino M. G., Galatolo F., Lazzeri A., Pedrycz W., & Vaglini G. Spikiness Assessment of Term Occurrences in Microblogs: An Approach based on Computational Stigmergy. In ICPRAM. 2017, pp. 731-737.
18. Floridi L. The philosophy of information. Oxford: Oxford University Press. 2013, 432 p.
19. Granovetter M. The impact of social structure on economic outcomes // The Sociology of Economic Life. London: Routledge, 2018. Pp. 46-61. DOI: /10.4324/9780429494338.
20. Hesse F., Care E., Buder J., Sassenberg K., & Griffin P. A framework for teachable collaborative problem solving skills // Assessment and teaching of 21st century skills. Dordrecht: Springer, 2015. Pp. 37-56. DOI: /10.1007/978-94-017-9395-7_2.
21. Johnson S. Where good ideas come from: The natural history of innovation. New York: Penguin, 2011. 326 p. [Electronic resource]. URL: https://www.training-games.com/wp-content/uploads/2017/01/Where-Good-Ideas-Come-From-The-Natural-History-of-Innovation.pdf.
22. Luhmann N. Essays on self-reference. New York: Columbia University Press, 1990. 245 p.
23. Latour B. Reassembling the social: An introduction to actor-network-theory. New York: Oxford. 2007, 285 p.
24. Latour B. Network theory| networks, societies, spheres: Reflections of an actor-network theorist // International journal of communication. 2011. Vol. 5. P. 15.
25. Maruyama M. The second cybernetics: Deviation-amplifying mutual causal processes // Systems Research for Behavioral Sciencesystems Research. Abingdon: Routledge, 2017. Pp. 304-313. [Electronic resource]. URL: https://www.taylorfrancis.com/chapters/edit/10.4324/.
26. Maturana H.R., & Varela, F.J. Autopoiesis and cognition: The realization of the living. Springer Science & Business Media. Luxembourg, 2012, 145 p. DOI: 10.1007/978-94-009-8947-4.
Опубликована 2023-06-23