ПОЛОВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВАХ И ИХ СВЯЗЬ С МОТИВАЦИЕЙ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ МЕДИЦИНСКИХ КЛАССАХ

  • Татьяна Валентиновна Белашина
    • ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет»
  • Вадим Евгеньевич Дернов
    • Новосибирское региональное отделение Всероссийского общественного движения добровольцев в сфере здравоохранения «Волонтеры-медики»
Ключевые слова: личностные свойства, мотивация, половозрастные различия, волонтерская деятельность, обучающиеся специализированных медицинских классов

Аннотация

В статье отмечается, что одной из актуальных и востребованных областей научно-исследовательской работы является проблема определения роли личностных свойств и мотивации в контексте разработки и реализации программ профориентационной работы с молодежью. Актуализирован вопрос о необходимости учета личностных свойств и мотивации при включении обучающихся в ту или иную деятельность. Систематизированы результаты уже имеющихся теоретических и эмпирических исследований, авторы которых изучали связь личностных свойств и мотивации в контексте осуществления волонтерской деятельности. Показано, что особую актуальность данный вопрос приобретает в контексте привлечения обучающихся, осуществляющих деятельность на добровольной основе. Приведены результаты эмпирического исследования на выборке, которую составили 150 человек (80 юношей и 70 девушек) - обучающиеся 8-11 классов, которые были дифференцированы на четыре эмпирические группы: школьники мужского пола (N=80), школьники женского пола (N=70), школьники в возрасте 14-16 лет (N=60), школьники в возрасте 17-18 лет (N=90). Цель исследования - выявление половозрастных различий в личностных свойствах и их связи с мотивацией волонтерской деятельности у обучающихся специализированных медицинских классов. Методы: посредством критерия U-Манна-Уитни были определены различия по параметрам личностных свойств и мотивации у респондентов четырёх эмпирических групп. С использованием корреляционного анализа r-Спирмена были выявлены связи между показателями личностных свойств и мотивацией. По результатам эмпирического исследования установлено, что типичными чертами мальчиков являются восприимчивость к новому, эмоциональная устойчивость, способность поддерживать самодисциплину. Владение необходимым объемом информации способствует снижению тревоги. Для девочек в большей мере характерно проявление ориентации на себя, они стремятся получить материальную выгоду, занятие общественной деятельностью часто обусловлено ее престижностью. У учащихся в возрасте 14-16 лет ярко выраженными личностными характеристиками являются ориентация на альтруизм, дипломатичность, тревожность. Отличительными характеристиками обучающихся 17-18 лет являются социальные мотивы, ориентация на процесс, доминантность. Установлены связи между показателями личностных свойств и мотивацией у испытуемых в зависимости от пола и возраста. Практическая значимость работы заключается в том, что совокупность определенных свойств личности и мотивации у волонтеров разного пола и возраста может быть учтена организаторами мероприятий, предполагающих привлечение добровольцев с целью повышения эффективности их деятельности и улучшения качества общения волонтеров. Также описанные профили позволяют определять устойчивость намерений участников добровольческого движения к реализации просоциальной активности и формировать постоянно действующие группы волонтеров, которые имеют стабильную мотивацию и готовность своевременно включаться в реализацию поставленных задач.

Литература

1. Азарова Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: дис. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2008. 192 с.
2. Байнов А.М. Психология личности: теории личности // Аллея науки. Казань, 2018. № 10. С. 52-55.
3. Васюра С.А., Никитина Л.В. Переживание витальной угрозы пандемии COVID-19 и его взаимосвязь с личностными свойствами // Научно-педагогическое обозрение. 2022. № 5 (45). С. 169-179. https://npo.tspu.edu.ru/files/npo/PDF/2022_5.pdf.
4. Иванов Д.В., Галюк Н.А. и др. Очерки психологии довузовской подготовки старшеклассников: монография. Иркутск: ИГПУ, 1999. 144 с.
5. Иванов Д.В., Галюк Н.А. Введение в историю психологии профессионального образования: учеб. пособие. Новосибирск: НГПУ, 2020. 160 с.
6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2011. 512 с.
7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие. М.: Академия, 2004. 304 с.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: монография. 2-е изд., стер. М.: Смысл: Академия, 2005. 352 с.
9. Леонтьев Д.А. Самоактуализация как движущая сила личностного развития: историко-критический анализ // Современная психология мотивации: сб. / под. ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2002. С. 13-46.
10. Мартынова Т.Н. Мотивация волонтерской деятельности учащейся молодежи в социальной работе с пожилыми людьми // Эффективные модели социального воспитания: проблемы, поиски, перспективы: материалы Всероссийской научно-практ. конф. 29-30 ноября 2006 г. Арзамас: АГПИ, 2007. С. 332-340.
11. Михайлова С.В. Добровольчество в Санкт-Петербурге, потенциал и признаки индустриализации // Материалы международной конференции «Волонтерское движение в России. Реальность и перспективы». СПб.: Питер, 2005. С. 11-26.
12. Насиновская Е.Е. Вопросы мотивации личности с позиции деятельностного подхода // Психология в вузе. 2003. № 1-2. С. 216-226.
13. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. 12-е изд. СПб.: Питер, 2012. 816 с.
14. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: монография. СПб.: Питер, 2017. 358 с.
15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: монография. М.: АСТ, 2020. 960 с.
16. Сапрыкин В.А. Об образовательной среде // Культурно-образовательная среда: история, современность, перспективы развития: сб. материалов науч.-практ. конф. Елец: ЕГУ им. А.И. Бунина, 2016. С. 26-30.
17. Boezeman E.J., & Ellemers N. Volunteering for charity: pride, respect, and the commitment of volunteers // Journal of Applied Psychology. 2007. № 92 (3). P. 771-785.
18. Clary E.G., Snyder M., Ridge R.D., Copeland J., Stukas A.A., Haugen J., & Miene P. Understanding and assessing the motivations of volunteers: a functional approach // Journal of Personality and Social Psychology. 1998. № 74 (6). P. 1516-1530.
19. Stukas A.A., House R., Nicholson M., Brown K.M., & Aisbett L. Motivations to volunteer and their associations with volunteers’ well-being // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. 2016. № 45 (1). P. 112-132.
20. Vasyura S., Nikitina O. Activity of different life spheres and environmental security of students // E3S Web of Conferences. 14th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness, interagromash. 2021. Rostov-on-Don, 2021. P. 12108.
Поступила в редакцию 2023-02-08
Опубликована 2023-06-23
Раздел
Психология
Страницы
137-150