ГУМАНИТАРНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РЕГИОНАЛЬНОМ ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ

  • Марина Наилевна Сираева
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: гуманизация образования, гуманитаризация образования, регионализация образования, гуманитарная стратегия, гуманистическая стратегия

Аннотация

Цель данной статьи заключается в рассмотрении гуманизации и гуманитаризации как интегративных характеристик, которые в совокупности составляют основу гуманитарно-гуманистического подхода современного высшего образования. В фокусе статьи - обоснование системообразующей роли гуманитарной и гуманистической стратегий высшего образования и анализ возможностей их реализации в региональных вузах. В контексте данного исследования гуманизация понимается в широком смысле как развитие общекультурных, социальных, нравственных и профессиональных компетенций личности обучающегося. Гуманитаризация высшего образования рассматривается с позиций социально-философского подхода как способ институционально организованной человекоориентированной деятельности по производству и трансляции знаний, получивший свое концептуальное обоснование в контексте реализации третьей миссии университета или модели исследовательского университета. В статье анализируются тенденции гуманизации и гуманитаризации регионального высшего образования на примере Удмуртского государственного университета в контексте его участия в национальной Программе «Приоритет 2030». Автор обосновывает гуманитарно-гуманистический подход как методологию, основанную на принципах личностно-ориентированного обучения и педагогики сотрудничества, нацеленных на саморазвитие и самореализацию личности обучающегося, реализующих обучение через диалог, объединение, взаимоуважение, творчество и свободу выбора. Гуманитарно-гуманистический подход рассматривается как реакция на существующие противоречия в системе высшего образования, характеризующиеся неопределенностью в выборе средств, способов организации деятельности, разными подходами к определению целей и задач субъектов образовательного процесса. В качестве иллюстрации реализации гуманитарно-гуманистического подхода описывается деятельность функционирующих в Удмуртском государственном университете Центра компетенций Soft Skills и Центра дополнительного образования «Дом научной коллаборации имени В.И. Вернадского». Автор приходит к выводу, что деятельность данных Центров позволяет обобщить специфику гуманизации и гуманитаризации образовательной среды регионального вуза, которая заключается в рассмотрении регионализации как предпосылки социально-экономического подъема, развитие интеллектуального потенциала региона.

Литература

1. Алдошина М.И. Вызовы ХХI века и функции современного университетского образования // Ученые записки Орловского гос. ун-та. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. № 3 (80). С. 196-201.
2. Бабаева Н.М., Белова Н.Г., Морозов А.П. Гуманитаризация высшего образования и ее реализация в подготовке магистрантов к научно-педагогической деятельности в техническом университете // Образование и педагогика: теория, методология, опыт. Чебоксары: Среда, 2020. С. 31-42.
3. Байдикова Н.Л. Реализация гуманистического подхода к обучению иностранному языку в техническом вузе // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 1.
4. Беспарточный Б.Д., Медведев И.Н. Регионализация профессионального образования - веление времени // Фундаментальные исследования. 2008. № 9. С. 69-70.
5. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. М.: УРСС, 2007. 232 с.
6. Воинова А.А. От модели «Университета 1.0» к модели «Университета 3.0»: смена образовательной парадигмы // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 73 (7). С. 114-118.
7. Волкова О.А., Шеболкина Е.П. Возможности формирования, диагностики и мониторинга ценностно-смыслового компонента компетенций студентов технического вуза // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 2. С. 127-140.
8. Горбухова М.Ю. Естествознание и гуманитарные науки: различие и проблема единства в контексте формирования гуманитарной культуры специалиста-естествоиспытателя // Известия Алтайского государственного университета. Сер. Философия, социология, культурология. 2007. № 2 (54). С. 101-105.
9. Гузеев М.С., Литвишков В.М. Методологические основы гуманистической педагогики // Вопросы педагогики. 2020. № 8 (1). С. 17-20.
10. Ефимов В.С., Лаптева А.В. Университет 4.0: философско-методологический анализ // Университетское управление: практика и анализ. 2017. № 21 (1). С. 16-29.
11. Зиневич О.В., Балмасова Т.А. Гуманитаризация университета и миссия социального участия // Высшее образование в России. 2021. Т. 30, № 11. С. 52-63.
12. Каган М.С. Перспективы развития гуманитарных наук в XXI веке // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI в. К 80-летию проф. М.С. Кагана: Материалы междунар. науч. конф. 18 мая 2001. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С. 9-15.
13. Караванов А.А., Устинов И.Ю. Актуальные проблемы гуманизации и гуманитаризации военно-инженерного образования // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 3. С. 57-85.
14. Карелин В.М. Гуманитарное образование и демократическая утопия (по страницам книги Марты Нуссбаум) // Высшее образование в России. 2017. № 4 (211). С. 76-87.
15. Кортов В.С., Кортов С.В., Устелемов С.В Уральский государственный технический университет на пути создания учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК) // Университетское управление: практика и анализ. 2001. № 3. С. 36-41.
16. Кудрявцев В.Т. Свобода учиться: К. Роджерс идет навстречу В.В. Давыдову (контуры новой философии образования) // Психологическая наука и образование. 2010. № 4. С. 51-60.
17. Матвеева С.В., Майорова А.Н., Майорова Е.А. Интеграция естественнонаучного и гуманитарного образования как фактор профессионального и личностного становления студентов вузов гуманитарной направленности // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 292-296.
18. Панькова Н.М., Погукаева Н.В., Гиниятова Е.В. Генезис либерализма и прагматизма в современном образовании // Вестник науки Сибири. 2015. № 4 (19). С. 130-137.
19. Сираева М.Н. Взаимосвязь национальной и региональной систем образования в контексте гуманитаризации высшей школы // Казанский педагогический журнал. 2018. № 6. С. 169-174.
20. Сманцер А.П., Рангелова Е.М. Гуманизация и демократизация педагогического процесса в условиях университетского образования. Минск: БГУ, 2011. 216 с.
21. Сохраняева Т.В., Волкова Т.П. Проблема целей образования в контексте парадигмы коммунитаризма // Социально-политические науки. 2017. № 6. С. 45-48.
22. Хасаев, Г.Р., Болгова Е.В. Регионализация высшего образования и инновационное развитие экономики российских регионов // Известия УрГЭУ. 2015. № 1 (57). С. 61-70.
23. Челнокова О.Ю. Трансформация классических университетов в национальные исследовательские университеты: региональный аспект // Известия Саратовского ун-та. Сер.: Экономика. Управление. Право. 2013. Т. 13. № 3 (2). С. 461-466.
Поступила в редакцию 2022-11-12
Опубликована 2023-06-23
Раздел
Педагогика
Страницы
174-183