РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» В РАЗВИТИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

  • Ольга Викторовна Василькова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный аграрный университет»
  • Людмила Анатольевна Новикова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный аграрный университет»
Ключевые слова: этническая толерантность, этническая идентичность, межкультурное и межэтническое взаимодействие, межкультурная компетентность, активные методы обучения

Аннотация

В статье рассматриваются дидактические возможности практических занятий по иностранному языку, способствующие формированию и развитию этнической толерантности студентов сельскохозяйственного вуза в рамках межкультурного обучения. Актуальность исследования продиктована современными тенденциями развития общества, определяемыми высоким уровнем глобализации и цифровизации, что делает мир все более взаимосвязанным и единым и предполагает сближение народов, усиление их межкультурного взаимодействия. Однако усиление межкультурного взаимодействия имеет и обратную сторону, поскольку может привести к более частым национальным конфликтам. Неприятие, неодобрение, несдержанность и агрессия в межкультурной коммуникации свидетельствуют о внутренних проблемах личности и являются показателем серьезных проблем общества в целом. В таких условиях особенно актуальным становится развитие этнической толерантности, способствующей мирному сосуществованию, гармоничному развитию и взаимодействию различных этнических групп при полном сохранении их этнической идентичности. В связи с этим, цель исследования заключается в разработке и экспериментальной проверке психолого-педагогических условий реализации дидактического потенциала дисциплины «Иностранный язык» для развития этнической толерантности студентов вуза. Диагностика этнической толерантности студентов вуза проводилась на основе методики «Типы этнической идентичности», «Этническая толерантность», «Этническая конфликтность». Проведенное с 2019 по 2022 гг. исследование и экспериментальное обучение студентов УдГАУ (52 чел.) позволяет утверждать об эффективности данной методики, которую можно использовать в образовательной практике.

Литература

1. Акатьева И.С., Русанова И.Ю. Содержание концепта РОДНОЙ ЯЗЫК у студентов-носителей удмуртского языка (на материале ассоциативного эксперимента) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 15, вып. 1 С. 110-115. URL: https://www.gramota.net/articles/phil20210688.pdf.
2. Бердичевский В.А. Межкультурное образование как основная концепция учебного процесса по русскому языку как иностранному на современном этапе // Русистика без границ. 2018. Т. 2, № 3. С. 81-93.
3. Василькова О.В. Организация работы с культурно-специфической лексикой на занятиях иностранного языка (на примере немецкого языка) // Научные разработки и инновации в решении стратегических задач агропромышленного комплекса. Материалы научно-практической конференции. В 2-х томах. Ижевск, 2022. С. 234-240.
4. Василькова О.В. Методика обучения студентов языкового вуза лексике одобрения: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова. Ижевск, 2011.
5. Галицких Е.О. Интегративный подход как теоретическая основа профессионально-личностного становления будущего педагога в университете. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2001. 462 с.
6. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2004. № 1. С. 3-8.
7. Головлева Е.Л., Дивненко О.В., Журко В.И. Основы формирования межкультурной компетентности у молодежи. М.: Институт международных социально-гуманитарных связей, 2005. 182 с.
8. Гриднева Н.А., Досковская М.С. Воспитание педагогической толерантности в процессе обучения иностранному языку // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020. № 3 (47). С. 38-54.
9. Жукова И.Н. Словарь терминов межкультурной коммуникации / И.Н. Жукова, М.Г. Лебедько, З.Г. Прошина, Н.Г. Юзефович; под ред. М.Г. Лебедько и З.Г. Прошиной. М. : ФЛИНТА : Наука, 2013. 632 с.
10. Елизарова Г.В. Культура и обучение иностранным языкам. СПб.: КАРО, 2005. 352 с.
11. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М. : Наука, 1987. 261 с.
12. Комогоров П.Ф. Формирование толерантности в межличностных отношениях студентов высшего учебного заведения: дис. … канд. пед. Наук. Курган, 2000. 191 с.
13. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11. С. 45-54.
14. Леонтьев А.А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: избранные психологические труды. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО«МОДЭК», 2003. 536 с.
15. Михалева Г.В. Генезис проблемы воспитания межэтнической толерантности в англоязычных странах // Педагогика. 2019. № 8. С. 120-127.
16. Новикова Л.А., Акатьева И.С., Торхова Ю.В. Развитие межкультурной компетентности студентов бакалавриата при смешанной форме обучения деловой коммуникации на иностранном языке // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 4. № 4. С. 181-186.
17. Новикова Л.А., Василькова О.В., Акатьева И.С. Этническая идентичность как основа формирования межкультурной компетентности студентов вуза // Вестн. Удм. ун-та. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2021. Т. 31, вып. 2. С. 217-225.
18. Новикова Л.А. Подготовка студентов вуза к межкультурному взаимодействию в цифровой среде в ситуациях не-диалога культур // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. № 9. С. 966-973.
19. О национальной доктрине образования РФ до 2025 г. URL: https://elementy.ru/Library9/Doctrina.htm.
20. Осипова Л.В. Поликультурная подготовка педагога - актуальная проблема современной высшей школы // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2019. № 9 (142). С. 45-50. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_41194535_14086587.pdf.
21. Пассов Е.И. Метод диалога культур. Липецк, 2011.
22. Сысоев П.В. Языковое поликультурное образование в 21 веке // Язык и культура. 2009. № 2 (6). С. 96-110.
23. Хотинец В.Ю., Коробейникова Я.П. Психологические механизмы продуктивного копинг-поведения в проблемных коммуникативных ситуациях // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 4. С. 59-73.
24. Хотинец В.Ю. Этническая идентичность и толерантность: учебное пособие. Сер. 76 Высшее образование (2-е изд., пер. и доп). Москва, 2020.
25. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Педагогический поиск, 2001. 384 с.
26. Шемет Н.В. Социализация личности в поликультурной среде // Актуальные вопросы непрерывного профессионального образования. Ярославль, 2018. № С. 76-79. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_35677869_97329995.pdf
27. Щепилова А.В. Содержание и предметные результаты обучения иностранному языку: структурирование и описание // Иностранные языки в школе. 2018. № 1. С. 3-10.
28. Яковлева Л.В. Педагогические условия подготовки студентов к преодолению коммуникативных затруднений в этнокультурной среде: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Калуж. гос. пед. ун-т им. К. Э. Циолковского. Ижевск, 2009. 193 с.
29. Bennet M. Basic Concepts of Intercultural Communication. Selected Readings. Yarmouth, 1998.
30. Developing Intercultural Competence through Education / ed. by J. Huber and Ch. Reynolds. Strasbourg, 2014.
Поступила в редакцию 2022-12-05
Опубликована 2023-06-23
Раздел
Педагогика
Страницы
193-203