ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: УРОКИ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ. ЧАСТЬ 1

  • Ирина Борисовна Ворожцова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: 1970-2020 годы, Удмуртская республика, иноязычное образование, инновационная деятельность, разработка учебников, переподготовка учителей, субъектность обучающегося, интенсивный метод, Г.А. Китайгородская

Аннотация

Рассматривается проблема языкового образования в России за последние полвека на материале истории его развития в одном из регионов РФ - Удмуртской республике, насыщенной динамическими процессами в системе «Ученик - Учитель - Учебник» и столкнувшейся затем с двумя главными факторами мирового развития - глобализацией и информационно-технологической революцией. В части 1 анализируется состояние языкового образования в Удмуртии в начале рассматриваемого периода, зафиксированного в исследованиях автора и других специалистов в области преподавания иностранных языков, а также свидетельствах учителей. Этот период отличается поиском путей обращения к практикам по овладению иноязычной коммуникацией, введением в образовательную практику интенсивных методов обучения, в частности метода активизации возможностей личности и коллектива в обучении иностранных языков (метод проф. Г.А. Китайгородской). Цель - осмысление инновационной педагогической деятельности учителей в сотрудничестве с научно-педагогическим и управленческим сообществами УдГУ, Министерства просвещения УР, МГУ им. М.В. Ломоносова, Нижегородского государственного лингвистического университета и др. на материале конкретных мероприятий Межвузовской кафедры новых обучающих технологий по иностранным языкам: разработка учебно-методических материалов, проведение стажировок учителей по методу Китайгородской, конференций, научных сессий и семинаров, речевых тренингов по иностранным языкам, организация контроля за овладением речевыми умениями и многое другое. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что ориентация обучения иностранным языкам на речевые практики, опирающаяся на соответствующие этой цели учебно-методические материалы, переподготовку учителей создала предпосылки для осознания центральности позиции обучающегося в учебном процессе (его субъектности), что позволило развивать иноязычное образование в направлении обучения иноязычной коммуникации. Практическая значимость состоит в разработке отечественных учебно-методических материалов, подготовке учителей для работы в данных условиях, в эффективности полученных результатов в обучении иностранным языкам. В заключении приводятся результаты проведенного исследования, оценивается его практическая значимость и делается вывод об основных уроках данного периода иноязычного образования.

Литература

1. Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. М., 1977. 288 с.
2. Бондаренко О.Р., Лабутова И.В. Карл Роджерс в пространстве русской литературы. Психологический практикум. Ижевск, 1996.
3. Ворожцова И.Б. Личностно-деятельностная модель обучения иностранному языку. Ижевск: Удмуртский университет, 2000. 342 с.
4. Ворожцова И.Б. Личностно-позиционно-деятельностная модель обучения иностранному языку: (на материале обучения фр. яз. в сред. шк.): дис. … д-ра пед. наук. Москва: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002. 413 с.
5. Ворожцова И.Б. Bon voyage! - 1, 2, 3: Интенсивный курс французского языка для средней школы. М.: Просвещение, 1996. 1999.
6. Ворожцова И.Б. Bon voyage! - 1, 2, 3: Интенсивный курс французского языка для средней школы. Книги для учителя. М.: Просвещение, 1996 - 1999.
7. Ворожцова И.Б. Языковое образование: вызовы времени // Обучение родному языку в полиязычном пространстве: материалы II Междунар. науч.-практ. конф., (10-11 февр. 2010 г., г. Ижевск): посвящается Году Учителя / редкол.: С.Л. Скопкарева, А.А. Клементьев, Н.И. Ураськина [и др.]. Ижевск: Проект, 2010. С. 115-122.
8. Ворожцова И.Б. Биобиблиогр. указ.: к юбилею / М-во науки и высш. образования РФ, ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», УНБ им. В.А. Журавлева; сост.: В.В. Данилова, А.Н. Банкеева. Ижевск, 2021. 77 с.
9. Дорофеев Г.В. Математика для каждого. М.: Аякс, 1999. 292 с.
10. Загуляева Б.Ш., Решетникова А.Е. Дуно Эше. Интенсивный курс удмуртского языка для начинающих. Ижевск: Изд-во Удм.ун-та, 1998. 228 с.
11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Изд.Корп. «Логос». 1999. 384 с.
12. Интенсивные методы обучения иностранным языкам в средней и высшей школе. Опыт внедрения метода активизации резервных возможностей личности и коллектива: Сб. статей. Ижевск, Изд-во Удм. ун-та, 1994. 118 с.
13. Китайгородская Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам: теория и практика. М.: Русский язык, 1992. 254 с.
14. Лабутова И.В. Интенсивный курс английского языка. Нижний Новгород, 1997.
15. Левченко О.Ю. Историографический анализ преподавания иностранных языков в России. Гуманитарный вектор. 2013. №1(33). С. 31-35. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriograficheskiy-analiz-prepodavaniya-inostrannyh-yazykov-v-rossii/viewer
16. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку. М. 1990. 223 с.
17. Миролюбов А.А. История отечественной методики обучения ИЯ. М.:Ступени, ИНФРА-М, 2002. 448 с.
18. Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода обучения «Школа 2000». URL: http://www.sch2000.ru/about/ (дата обращения: 03.02.2023).
19. Подгорная Е.А., Демиденко К.А. Эволюция методов интенсивного обучения иностранному языку в отечественной практике (начало 19 века - 80-е годы 20 века) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 45. С. 135-145. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-metodov-intensivnogo-obucheniya-inostrannomu-yazyku-v-otechestvennoy-praktike-nachalo-xix-veka-80-e-gody-xx-veka/viewer
20. Рахманов И.В. Обучение устной речи на иностранном языке. М.: Высшая школа, 1980. 120 с.
21. Самарова О.В., Флетчер М. Hello, Britain! М.: МГУ, 1994.
22. Тараскина Я.В. Иноязычное образование как объект историко-педагогических исследований // Вестник Бурятского университета. 2014. № 15. С. 146-150. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/inoyazychnoe-obrazovanie-kak-obekt-istoriko-pedagogicheskih-issledovaniy/viewer (дата обращения: 03.02.2023).
23. Тер-Минасова, С.Г. Преподавание иностранных языков в современной России: прошлое, настоящее и будущее // Молодой ученый. 2015. № 15.2 (95.2). С. 1-7. URL: https://moluch.ru/archive/95/20723/ (дата обращения: 03.02.2023).
24. Филиппов В.Н. Hallo, friends! Интенсивный курс английского языка для средней школы. М.: Просвещение, 1995.
Поступила в редакцию 2023-03-17
Опубликована 2023-09-22
Раздел
Педагогика
Страницы
276-287