ДЕКАРТОВСКОЕ СОМНЕНИЕ КАК СПОСОБ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ

  • Ольга Владимировна Соколова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: Декарт, мышление, сомнение, предел, самоидентификация, природа протяженная, природа мыслящая, субъект, «Я», суждение, Божественная субъективность

Аннотация

Что такое мышление? На этот вопрос желали ответить многие мыслители. Но именно Декарт впервые попытался определить мышление, используя бинарный код существования. В онтологии Р. Декарта структуры мышления задаются через точку сомнения в существовании природы протяженной. Очевидность телесного человеческого существования, поставленная под вопрос, оборачивается требованием доказательства очевидности существования мыслящего субъекта. В процессе доказательства обнаруживается, что существование двух начал - мышления и телесности - взаимообусловлено. «Я»-мыслящее не может говорить из «места», которого нет. Этим «местом» является телесное Я. «Я»-мыслящее может обнаружить себя только на пределе существования «Я»-телесного. Радикальное сомнение становится методом самоопределения мышления на границе «Я»-мыслящего и «Я»-телесного. В точке радикального сомнения на пределе существования мышление предъявляется и субъективируется либо в природе Идей, либо объективируется в природе Вещей. Наличие мышления задает всю протяженную действительность. Оно обнаруживает не только себя, но и все наличное существование. Это пересечение актуализируется через человеческую способность выносить суждения. Суждение является способом проговаривания мышления, или бесконечной вечной абсолютной субъективности, и способом осуществления мышления в Вещной действительности. Начало радикального сомнения находится за пределами самого мыслящего субъекта и принадлежит божественной субстанции. Мышление и протяжение оказываются двумя самостоятельными субстанциями, в отношениях которых определяющая роль принадлежит мышлению: сначала «мыслю», а только потом «существую». Возникновение дуализма становится ожидаемым и очевидным, но не преодоленным и по сей день. В современной интерпретации Декарта вопрос о сущности мышления, по-прежнему, остается открытым.

Литература

1. Декарт Р. Размышления о первой философии. Сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1994. 639 с. URL: http://www.biblio.sfi.ru
Поступила в редакцию 2017-10-17
Опубликована 2017-12-20
Раздел
Философия
Страницы
416-421