ДЕКАРТОВСКОЕ СОМНЕНИЕ КАК СПОСОБ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ
Аннотация
Что такое мышление? На этот вопрос желали ответить многие мыслители. Но именно Декарт впервые попытался определить мышление, используя бинарный код существования. В онтологии Р. Декарта структуры мышления задаются через точку сомнения в существовании природы протяженной. Очевидность телесного человеческого существования, поставленная под вопрос, оборачивается требованием доказательства очевидности существования мыслящего субъекта. В процессе доказательства обнаруживается, что существование двух начал - мышления и телесности - взаимообусловлено. «Я»-мыслящее не может говорить из «места», которого нет. Этим «местом» является телесное Я. «Я»-мыслящее может обнаружить себя только на пределе существования «Я»-телесного. Радикальное сомнение становится методом самоопределения мышления на границе «Я»-мыслящего и «Я»-телесного. В точке радикального сомнения на пределе существования мышление предъявляется и субъективируется либо в природе Идей, либо объективируется в природе Вещей. Наличие мышления задает всю протяженную действительность. Оно обнаруживает не только себя, но и все наличное существование. Это пересечение актуализируется через человеческую способность выносить суждения. Суждение является способом проговаривания мышления, или бесконечной вечной абсолютной субъективности, и способом осуществления мышления в Вещной действительности. Начало радикального сомнения находится за пределами самого мыслящего субъекта и принадлежит божественной субстанции. Мышление и протяжение оказываются двумя самостоятельными субстанциями, в отношениях которых определяющая роль принадлежит мышлению: сначала «мыслю», а только потом «существую». Возникновение дуализма становится ожидаемым и очевидным, но не преодоленным и по сей день. В современной интерпретации Декарта вопрос о сущности мышления, по-прежнему, остается открытым.
Литература
Опубликована 2017-12-20