АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ЭТНИЧЕСКИХ СЕМЬЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО СОЦИУМА

  • Вера Юрьевна Хотинец
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Оксана Семеновна Самбикина
    • ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Ключевые слова: поликультурный социум, межпоколенная трансмиссия, ценности, детско-родительские отношения, этнические семьи, азербайджанцы, русские

Аннотация

Семья является первичным агентом социализации, выступая посредником между культурными ценностями и результатом межпоколенной трансмиссии. Ставится проблема о «вкладе» традиционных культурных и современных социальных ценностей в отношения между родителями и детьми в этнических семьях поликультурного социума. В исследовании участвовали 40 полных моноэтнических семей: 20 азербайджанских семей из сельских районов (Пермский край), 20 русских семей из городской среды (г. Пермь) (всего 120 чел.), из них дети (всего 40 чел.) подросткового возраста 11-12 лет (M=11,6), родители (40 матерей и 40 отцов) в возрасте от 29 до 47 лет (M=38,7), постоянно проживающие в Пермском крае Российской Федерации. По результатам применения методов математической статистики устанавливается вертикальное межпоколенное взаимодействие от родителей к детям в семьях. Обнаружены межпоколенные различия ценностей в семьях с разной локацией проживания: в диаспоральных азербайджанских семьях из сельского региона - культурные ценности как значимые жизненные цели; в русских семьях, проживающих в урбанизированной среде, - ценности информационного общества, глобального информационного пространства. Полученные данные об аксиологических основаниях отношений между подростками и родителями в современных этнических семьях могут использоваться практическими психологами в работе по проблемам семейной миграции, касающимся аккультурации и социальной адаптации членов семьи к социокультурной среде, для интеграции их в новое сообщество.

Литература

1. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю., Кожевникова О.В. Межпоколенная трансмиссия ценностей в современном поликультурном мире // Образование и наука. 2022. Т.24, № 1. С. 135-162. doi: 10.17853/1994-5639-2022-1-135-162
2. Галяпина В.Н. Межпоколенная трансмиссия ценностей в семье и психологическое благополучие подростков: кросс-культурный анализ: Дисс. … докт. психол. наук. Москва, 2022. 540 с.
3. Марцинковская Т.Д., Юрченко Н.И. Проблема совладания в транзитивном обществе // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 49. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 27.11.2023).
4. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. М.: Наука, 1988. 430 с.
5. Самбикина О.С. Семья как фактор психологического здоровья младшего школьника // Современные научно-практические исследования: обучение и воспитание в начальной школе. Сборник статей по материалам ХII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Часть 1. Пермь, 2021. С. 131-134.
6. Хачатрян Л.А., Коробкина Е.М. Управленческие практики по укреплению межнационального согласия на региональном уровне (на примере Пермского края) // Вестник Пермского университета. 2018. № 4. С. 583-593. doi: 10.17072/2078-7898/2018-4-583-593
7. Хотинец В.Ю., Кожевникова О.В., Вяткин Б.А., Вологдина В.А. Ценностные предикторы особенностей взаимодействия родителей с детьми в финно-угорских и русских семьях // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2019. Т. 16. № 1. С. 7-19. doi:10.22363/2313-1683-2019-16-1-7-19
8. Хотинец В.Ю. Латентные этнокультурные тенденции трансформации межпоколенных отношений в удмуртских и коми-пермяцких семьях // Ежегодник финно-угорских исследований. 2022. Т. 16. № 3. С. 519-527. doi: 10.35634/2224-9443-2022-16-3-519-527
9. Хотинец В.Ю., Плетников А.И. Согласованность индивидуальных и культурных ценностей как фактор защищенности подростков от булинга в школьной среде // Психологический журнал, 2018. Т. 39, №4. С. 72-85. doi: 10.31857/S020595920000072-5
10. Этнопсихологические особенности семейного воспитания коренных народов Западного Урала: моногр. / Б.А. Вяткин, А.Ю. Калугин, В.В. Попова, О.С. Самбикина, В.Ю. Хотинец; под ред. Б.А. Вяткина; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. Пермь, 2018. 150 с.
11. Albert I., Ferring D. Intergenerational value transmission within the family and the role of emotional relationship quality // Family Science. 2012. Vol. 3. No.1. P. 4-12.
12. Albert I., Trommsdorff G., Wisnubrata L. Intergenerational Transmission of Values in Different Cultural Contexts: A Study in Germany and Indonesia // A. Gari (Ed.). Quod erat demonstrandum: From Herodotus' ethnographic journeys to cross-cultural research. Athens: Pedio, 2009. P. 221-230.
13. Barni D., Ranieri S., Scabini E., Rosnatiet R. Value transmission in the family: do adolescents accept the values their parents want to transmit? //Journal of Moral Education. 2011. Vol. 40, No. 1. P. 105-121
14. Berry J. W., Poortinga,Y. H., Segall M. H., Dasen P. R. Cross-cultural psychology: research and applications (Second edition)). Cambridge: Cambridge University Press. 2002. doi: 10.1017/CBO9780511974274
15. Çalışkan H. İslamda Evlilik və Ailə həyatı. İstanbul: Haziran, 2011.
16. Dubrov D., Tatarko A. Intergenerational Transmission of Values in Urban and Rural Areas of Russia: The Role of Perceived Psychological Closeness // Lebedeva N., Dimitrova R., Berry J. (eds) Changing Values and Identities in the Post-Communist World. Societies and Political Orders in Transition. Springer, Cham., 2018. P. 117-130. doi: 10.1007/978-3-319-72616-8_7
17. Əlizadə Ə. Ə. Azərbaycan etnopsixologiyasına giriş. Bakı : «RENESSANS» nəşriyyatı, 2003.
18. Greenfield P. M., Keller H., Fuligni A., Maynard A. Cultural pathways through universal development. // Annual Review of Psychology. 2003.Vol. 54. P. 461-490. doi: 10.1146/annurev.psych.54.101601.145221
19. Knafo A., Schwartz S.H. Parenting and adolescents’ accuracy in perceivingparental values // Child Development. 2003. Vol.74. P.595-611. doi: 10.1111/1467-8624.7402018
20. Levy R., Widmer E., Kellerhals J. Modern Family or Modernized Family Traditionalism? Master Status and the Gender Order in Switzerland. 2002. URL: https://www.researchgate.net/publication/223068014_Modern_family_or_modernized_family_traditionalism_Master_status_and_the_gender_order_in_Switzerland (Accessed 26.11.2023).
21. Phalet K., Schönpflug U. Intergenerational transmission of collectivism and achievement values in two acculturation contexts the case of Turkish families in Germany and Turkish and Moroccan families in the Netherlands//Journal of CrossCultural Psychology. 2001. Vol. 32. P. 186-201.
22. Pratt M. W., Norris J. E., Hebblethwaite S., Arnold M. L. Intergenerational transmission of values: Family generativity and adolescents’ narratives of parent and grandparent value teaching // Journal of Personality. 2008. 76. P. 171-198. doi:10.1111/j.1467-6494.2007.00483.x
23. Roest A. M. C., Dubas J. S., Gerris J. R. M. Value transmissions between fathers, mothers, and adolescent and emerging adult children: The role of the family climate // Journal of Family Psychology, 2009.Vol.23. P. 146-155. doi: 10.1037/a0015075
24. Schönpflug U. Intergenerational transmission of values: The role of transmission belts // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2001. 32. P. 174-185. doi:10.1177/0022022101032002005
25. Trommsdorff G. Intergenerational relations and cultural transmission. U. Schönpflug (Ed.), Cultural transmission. Psychological, developmental, social, and methodological aspects, Cambridge University Press. New York. NY. 2009. P. 126-160.
Поступила в редакцию 2023-11-27
Опубликована 2023-12-26
Раздел
Психология
Страницы
356-363