РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ И ТВОРЧЕСТВА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО)

  • Елена Юрьевна Коржова
    • ФГБОУ ВО «РГПУ им. А. И. Герцена»
Ключевые слова: самообразование, становление личности, жизненный путь Ф.М. Достоевского, духовно-нравственный вектор творчества Ф.М. Достоевского

Аннотация

Самообразование, расширяя кругозор и пополняя багаж знаний на протяжении всей жизни человека, поддерживает и тренирует познавательные процессы, стимулирует личностное развитие в направлении, определившемся ключевыми внешними обстоятельствами детства и юности, а также внутренней активностью в жизненном самоопределении, способствует личностной зрелости и профессиональному росту. Закономерности самообразования можно выявить, изучая жизнеописания выдающихся людей. Цель настоящего исследования - изучение значимости самообразования в становлении личности на примере жизни и творчества Ф.М. Достоевского с помощью биографического метода. Ф.М. Достоевский как великий мыслитель, писатель, психолог сформировался во многом благодаря интенсивному и непрерывному самообразованию на протяжении всего жизненного пути. Его высокая эрудиция была подмечена многими исследователями, отметившими различные аспекты творчества писателя. Творчество Ф.М. Достоевского невозможно понять и оценить во всей сложности и оригинальности без обращения к изучению роли библейских и святоотеческих источников в его личностном и творческом развитии. В его произведениях наиболее ярко проявился духовно-нравственный вектор всей русской литературы: все творчество писателя опирается на представления о человеке в Евангелии и в трудах святых отцов Восточно-христианской церкви, основывавшихся на Священном Писании, а также в русской духовной литературе. Обращение к источникам творчества Ф.М. Достоевского, соответствовавшим глубине его мыслей и чувств, открывает многомерность его творчества и позволяет лучше понять духовный контекст его жизни. Интенсивное, разноплановое и глубокое самообразование Ф.М. Достоевского сыграло важнейшую роль в становлении его личности, формировании его мировоззрения, а также своеобразия его творчества.

Литература

1. Андроник (Трубачев), игум. Преподобный Амвросий Оптинский: жизнь и творения. Киев: Издательство им. свт. Льва, папы Римского, 2003. 272 с.
2. Антоний (Храповицкий), митр. Словарь к творениям Достоевского: Не должно отчаяваться. София: Рос.-болг. книгоизд-во, 1921. 185 с.
3. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Советский писатель, 1963. 167 с.
4. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. М.: Захаров, 2001. 173 с.
5. Буланов А.М. Философско-этические искания в русской литературе второй половины XIX века («Ум» и «сердце» в творчестве Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого). Волгоград: ВГПИ, 1991. 117 с.
6. Григорьев Дм., прот. Достоевский и церковь. М.: Изд-во Православ. Свято-Тихонов. Богослов. ин-та, 2002. 175 с.
7. Гроссман Л.П. Достоевский. М.: Молодая гвардия, 1965 (ЖЗЛ). 608 с.
8. Гроссман Л.П. Семинарий по Достоевскому. Материалы, библиография и комментарии. М.; Пг.: ГИЗ, 1922. 119 с.
9. Дунаев М.М. Православие и русская литература: В 6 частях. 2-е изд., испр., доп. Часть 3 (И.С. Тургенев. Литература второй половины XIX столетия. Ф.М. Достоевский). М.: Христианская литература, 2002. 762 с.
10. Зандер Л.А. Тайна добра (Проблема добра в творчестве Достоевского). Франкфурт-на-Майне: Посев, 1960. 155 с.
11. Зеньковский В.В., прот. Русские мыслители и Европа. М.: Республика, 2005. 368 с.
12. Иванов Вяч.И. Достоевский и роман-трагедия // О Достоевском: творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. М.: Книга, 1990. С. 164-192.
13. Иванов Вяч.И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. 428 с.
14. Исаак Сирин, преп. О Божественных тайнах и о духовной жизни. 3-е изд., испр., доп. пер. с сирийск. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2006. 336 с.
15. Иустин (Попович), преп. Достоевский о Европе и славянстве: Пер. с серб. Сретенский монастырь, 2001. 270 с.
16. Коржова Е.Ю. Духовная лестница Н.В. Гоголя: Личность и творчество. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2009. 614 с.
17. Коржова Е.Ю. Красота, спасающая мир: Личность в творчестве Ф.М. Достоевского. СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2021. 392 с.
18. Котельников В.А. Православные подвижники и русская литература. Прогресс-плеяда, 2002. 384 с.
19. Криницын А.Б. Исповедь подпольного человека: к антропологии Ф.М. Достоевского. М.: Диалог МГУ: МАКС Пресс, 2001. 370 с.
20. Леонтьев К.Н. О всемирной любви, по поводу речи Ф.М. Достоевского на Пушкинском празднике // О Достоевском: творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. М.: Книга, 1990. С. 9-31.
21. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание // Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1999. С. 10-249.
22. Маралов В.Г., Низовских Н.А., Щукина М.А. Психология саморазвития. 2-е изд. М: Юрайт, 2023. 320 с.
23. Мелетинский Е.М. Заметки о творчестве Достоевского. М.: Российский гуманитарный университет, 2001. 190 с.
24. Миллионщикова Т.М. Истоки творчества Достоевского (обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 7: Литературоведение. Реферативный журнал. 2018. № 3. С. 121-128.а
25. Павлинов С.А. Тайнопись Гоголя: «Ревизор». М. Картография, 1996. 62 с.
26. Поселянин Е. Леонтьев. Воспоминания // Константин Леонтьев: pro et contra. СПб.: Изд-во Рус. Христианского гуманитарного ин-та, 1995. Кн. 1. 474 с.
27. Пугачева С.А., Хисматулина Н.В., Малкова Т.В., Телякова И.Х. Самообразование как компонент непрерывного образования: механизмы формирования самообразования // Modern Science. 2022. № 4-1. С. 356-358.
28. Розанов В.В. Собрание сочинений. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М. Достоевского. Литературные очерки. О писательстве и писателях. М., 1996. 702 с.
29. Саяпин В.Н. Формирование готовности учителей технологии к профессионально-педагогическому самообразованию в современных условиях // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 6. URL: https://mir-nauki.com/PDF/45PDMN621.pdf (дата обращения: 20.08.2023).
30. Сальвестрони С. Библейские и святоотеческие источники романов Достоевского: Пер. с итал. М.: Изд-во ББИ, 2015. 258 с.
31. Семенов-Тян-Шанский П.П. Из «Мемуаров» // Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников: в 2 т. М.: Худож. лит., 1964. Т. 1. С. 201-221.
32. Татаринов К.А., Бовкун Л.Е. Самообразование в цифровом обществе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 42-44.
33. Трутовский К.А. Воспоминания о Федоре Михайловиче Достоевском // Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников: в 2 т. М., 1964. Т. 1. С. 105-110.
34. Трухин А.В. Проблема самообразования в межпредметном поле // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. 2019. № 2 (6). С 72-81.
35. Ф.М. Достоевский и православие /Сост. Алексеев В. А. 2-е изд., испр. и доп. М.: К единству, 2015. 493 с.
36. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Мн.: Белорусский Экзархат Московского Патриархата, 2006. 608 с.
37. Щукина М.А. Эвристичность субъектного подхода в психологических исследованиях саморазвития личности // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 2. С. 48-57.
38. Яновский С.Д. Воспоминания о Достоевском // Ф.М. Достоевский в воспоминаниях современников: в 2 т. М.: Художественная литература, 1964. Т. 1. С. 153-178.
39. Bartłomiej G. O potrzebie samokształcenia i samowychowania młodzieży (refleksje związane ze środowiskiem wiejskim) // Problemy Drobnych Gospodarstw Rolnych. 2014. № 3. S. 11-22.
40. Evdokimov P. Gogol et Dostoevsky ou la Descente aux Enfers. Paris: Desclee de Brouwer, 1961. 307 p.
41. Evdokimov P. Dostoevsky et le probleme du mal. Paris: Desclee de Brouwer, 1978. 427 p.
42. Kopteva G. About self-education // The Scientific Heritage. 2020. № 53. Pp. 52-54.
Поступила в редакцию 2023-08-20
Опубликована 2023-12-26
Раздел
Психология
Страницы
382-389