ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

  • Алексей Евгеньевич Причинин
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: система образования, профессиональные стандарты, государственные программы развития образования, управление рисками, институционализация процесса управления рисками

Аннотация

Увеличивающаяся рискогенность и неустойчивость развития общества приводят к переходу с концепции «нулевого риска» на концепцию «допустимого риска», на что обратили внимание различные международные организации (комиссии ООН, ОБСЕ, Совет Европы и др.). При этом категория «риск» становится объектом исследований в разных областях и приобретает статус общенаучного понятия. Учитывая, что система образования является как функцией, так и аргументом общественного развития, феномен «риска» все более актуализируется в системе образования. Предпринята попытка выявить в документах, регламентирующих развитие системы образования, установленные конструкты, связанные с управлением рисками в системе образования. Исследование проводилось с использованием методов анализа документов и синтеза. Как показало исследование, в более ранних документах, регламентирующих профессиональную деятельность работников образования, упоминание обязанностей по анализу и управлению рисками не встречается. Появление в современных профессиональных стандартах работников образовательных организаций трудовых действий, связанных с управлением рисками, является институционализированным явлением. В то же время, институционализации процесса управления рисками на уровне ФГОС ВО (в группе Образование и педагогические науки) не выявлено. Институционализация трудовых действий, связанных с управлением рисками в профессиональных стандартах, опережает институционализацию процесса управления рисками в ФГОС бакалавриата и магистратуры (по группе Образование и педагогические науки). В различных документах - концепциях, государственных проектах и программах развития образования, имеются упоминания об управлении и оценке соответствующих рисков, но в гораздо меньшем объеме, чем в профессиональных стандартах. Многие элементы управления рисками институционализированы в нормативной документации, определяющей результат подготовки педагогических кадров и их последующую профессиональную деятельность. При этом практическое наполнение в нормативной документации не раскрывается, в связи с чем образовательные организации должны самостоятельно определять пути их достижения, что можно расценивать как вызов.

Литература

1. Абрамова И.Г. Теория педагогического риска: автореф. дис. … доктора пед. наук. Спец. 13.00.01. СПб., 1996. 36 с.
2. Александрова Е.В., Овсянников В.Е. Управление рисками в системе менеджмента качества образовательной организации // Актуальные вопросы менеджмента и систем качества. Материалы региональной научно-практической конференции. Курган. 2017. С. 3-5.
3. Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования / Пер. с англ. И.В. Китаева. М.: Изд-во Педагогика - Пресс, 1993. - 168 с.
4. Антонова Л.Н. Педагогическая рискология: теория и история // Проблемы современного образования. 2010. № 4. С. 24-30.
5. Бек. У. Общество риска. На пути к другому модерну. / Пер. с нем. В. Седельнику и Н. Фёдоровой; Посл. А.Филиппова. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.
6. Беляева М.А. Риск как предмет научного анализа в педагогике и образовании // Педагогическое образование в России. 2014. № 11. С. 16-23.
7. Беркалиев Т.Н., Заир-Бек Е.С., Тряпицина А.П. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. СПб.: КАРО, 2007. 144с.
8. Всемирный доклад по мониторингу образования: Образование в интересах людей и планеты: построение устойчивого будущего для всех. ЮНЕСКО, 2016 год.
9. Вульфсон Б.Л. Западноевропейское образовательное пространство XXI века: прогностические модели / Экономика образования. № 1. 2012. С. 17-29.
10. Давлетчина С.Б. Словарь по конфликтологии. Улан-Удэ: ВСГТУ, 2005. 100с.
11. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: учеб. для студ. высш. учеб. М.: Изд-во ВЛАДОС ПРЕСС, 2004. 400с.
12. Ключевые направления развития российского образования для достижения целей и задач устойчивого развития в системе образования до 2035 г. URL: http://edu2035.firo-nir.ru/index.php/stati-opublikovannye-uchastnikami-soobshchestva/86-klyuchevye-napravleniya-2035 (дата обращения: 25.09.2023).
13. Крысин Л.П. Толковый словарь иностранных слов. Изд-во: Эксмо, 2009г. - 944 с.
14. Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире [Текст]: Системный анализ / Пер. с англ. С.Л. Володиной [и др.]; Под ред. д-ра экон. наук Г.Е. Скорова; Послесл. д-ра экон. наук, проф. В.А. Жамина. М.: Прогресс, 1970. - 261 с.
15. Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс]. URL: http://www.econom22.ru/pnp/natsionalnye-proekty-programmy/Образование.pdf
16. Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2016 г. № 317 «О реализации Национальной технологической инициативы» (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/71380666/ (дата обращения: 25.09.2023).
17. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"».
18. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.04.2013 № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта».
19. Приказ Минтруда России от 10.03.2021 № 116н «Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель образовательной организации высшего образования"» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.04.2021 № 63071).
20. Приказ Минтруда России от 10.03.2021 № 117н «Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель научной организации"» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.04.2021 № 63064).
21. Приказ Минтруда России от 19.04.2021 № 250н «Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)"» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.09.2021 № 64848).
22. Приказ Минтруда России от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.12.2021 № 66403).
23. Приказ Минтруда России от 30.01.2023 № 53н «Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания"» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2023 № 72520).
24. Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 № 1688-р «Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года».
25. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
Поступила в редакцию 2023-09-29
Опубликована 2023-12-26
Раздел
Педагогика
Страницы
390-397