ФАКТОРЫ РИСКА ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБЩЕСТВА

  • Дина Рафаиловна Мерзлякова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Алексей Анатольевич Мирошниченко
    • ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко»
Ключевые слова: цифровая трансформация общества, личностное и профессиональное самоопределение, факторы риска, старшеклассники

Аннотация

Вопросы личностного и профессионального самоопределения являются актуальными в современных социально-экономических условиях. Особенно актуальным является вопрос в связи с тем, что современный мир находится в условиях шестого технологического уклада, требующего пересмотра парадигмы профессионального мира. Целью исследования явилось изучение представлений участников образовательных отношений о факторах риска личностного и профессионального самоопределения в условиях цифровой трансформации общества. В результате проведенной экспертной оценки были выявлены факторы, затрудняющие личностное и профессиональное развитие современной молодежи. Выборку составили 144 учащихся 9-11-х классов общеобразовательных школ Удмуртской Республики в возрасте от 15 до 17 лет (Me=16); 68 родителей школьников, из них 37 женщин и 31 мужчина в возрасте от 39 до 52 лет (Me=45,5); 98 педагогов-предметников общеобразовательных школ, из них 68 женщин и 30 мужчин в возрасте от 25 до 59 лет (Me=42). Результаты свидетельствуют о том, что трудности в формировании личностного и профессионального самоопределения у современной молодежи связаны не только с их затруднениями в принятии ответственности за свой профессиональный выбор, но и сложностями в оказании помощи со стороны родителей и педагогов. Родители старшеклассников испытывают затруднения в развитии у подростков критического мышления и формировании ценностно-смысловой сферы. Возможно, это связано с тем, что у родителей происходит переоценка ценностей, так как они понимают, что их дети будут осуществлять трудовую деятельность в новых условиях. Сложности в регуляции своего психологического состояния у педагогов приводят к формированию зависимости у обучающихся. Полученные результаты могут использоваться в профориентационной работе со школьниками и их родителями.

Литература

1. Азгальдов Г.Г., Костин А.В., Садовов В.В. Квалиметрия для всех: учеб. пособие. М.: ИнформЗнание, 2012. 165 с.
2. Ахметова З.Х. Психологические последствия цифровизации общества // Психологический вестник. 2020. Т. 139. С. 184-190.
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. М.: АСТ, 2010. 240 с.
4. Валитова Е.Ю., Стародубцев В.А. Создание системы педагогической поддержки профессионального самоопределения студентов в процессе инженерного образования // Профессиональное образование в современном мире. 2015. № 4. С. 124-133.
5. Гаспарович Е.О., Готман И.В. Проблемы развития человека в условиях цифровизации общества // Развитие человека в современном мире. 2020. № 2. С. 94-102.
6. Егорова Г.И. Стратегии самоопределения и профессионального самоопределения - как платформы благополучия выпускника школы // Вестник ТОГИРРО. 2022. № 2 (49). С. 39-41.
7. Зеер Э.Ф., Рудей О.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: учебное пособие. Воронеж: МОДЭК, 2008. 256 с.
8. Зырянова М.О. Вопросы влияния цифровизации общества на современные социальные технологии // Социокультурные процессы в условиях глобализации: вызовы современности. Материалы международной научно-практической конференции. 2019. С. 59-65.
9. Карпов А.В. Теория личности в контексте современного мира. М.: Новое знание, 2021. 216 с.
10. Кафкин А.Е. Психологические аспекты личности. М.: КноРус, 2019. 256 с.
11. Келли Г. Теория личности. СПб.: Питер, 2019. 400 с.
12. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2007. С. 102-107.
13. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. 4-е изд., стер. М.: Академия, 2010. 304 с.
14. Ковалёв В.Н. Психолого-педагогические технологии обеспечения профессионального самоопределения студентов // Интернаука. 2023. № 1-2 (271). С. 30-32.
15. Кузьменкова Т.Л. Трансформация аксиосферы студентов в условиях цифровизации общества: социально-философский анализ // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. 2021. № 5. С. 139-141.
16. Насырова Н.Ю. Взаимосвязь профессионального самоопределения и ценностных ориентаций старшеклассников // Молодой ученый. 2022. № 19 (414). С. 411-413. URL: https://moluch.ru/archive/414/91322/ (дата обращения: 06.06.2023).
17. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения: учебно-методическое пособие. 2-е изд., стер. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2003. 400 с.
18. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. М.: Академия, 2007. 503 с.
19. Реннер К.Э. Личность, развитие, интеллект. М.: Смысл, 2018. 320 с.
20. Осипова А.А., Марголис О.В., Лысенко Н.Н. Актуальные проблемы цифровизации образования в современном обществе // Национальное здоровье. 2021. № 4. С. 213-218.
21. Сычева Э.В. Проблемы образования и развития общества в условиях городской цифровизации // Образование и проблемы развития общества. 2019. № 3 (9). С. 92-97.
22. Тюгаева Н.А. Методы обучения и психолого-педагогические технологии: сущность, тенденции развития // Человек: преступление и наказание. 2019. Т. 27 (1-4). № 3. С. 366-379.
23. Черепанов В.С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1986. 152 с.
24. Bandura A. Self-Efficacy: The Exercise of Control. New York: W.H. Freeman &Со., 1997. 128 p.
25. Buehler C. Humanistic Psychology: Concepts and Criticisms. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1973. 222 p.
26. D'Arcangelo L., & Scrinzi F. The dark side of digitalization: Is the Internet a breeding ground for psychological disorders? // Journal of Personality and Social Psychology. 2021. Vol. 120(3). P. 417-434.
27. Kazakova A.A. The emergence and self-definition of philosophy of engineering // Philosophy of Science and Technology. 2022. Т. 27. № 2. С. 85-99.
28. Klaus S. The Fourth Industrial Revolution. London: PenguinBooks, 2017. 192 p.
29. World Economic Forum (2020). The Global Social Mobility Report 2020: Equality, Opportunity and a New Economic Imperative. URL: http://www3.weforum.org/docs/Global_Social_Mobility_Report.pdf
30. Kelly G. The Psychology of Personal Constructs. New York: W.W. Norton & Co., 1955. 608 p.
31. Kiluk B.D., Sugarman D.E., Nich C., Gibbons C.J., Martino S., Rounsaville B.J., & Carroll K.M. An exploratory study of digital culture and personality change during addiction treatment // Journal of Substance Abuse Treatment. 2019. Vol. 101. P. 68-75.
32. Maslow A. Motivation and Personality. - New York: Harper & Row, 1970. - 448 p.
33. Piaget J. The Development of Thought: Equilibration of Cognitive Structures. New York: Viking Press,1977. 124 p.
34. Rogers C. On Becoming a Person: A Therapist's View of Psychotherapy. Boston; New York: Houghton Mifflin, 1961. 155 p.
35. Rotter J. Social Learning and Clinical Psychology. New York: Prentice-Hall, 1954. 317 p.
36. Sanakoev I.B., Kulumbegova L.T., Ivleva M.L. National self-determination: features of the evolution and functioning of the phenomenon / RUDN // Journal of Philosophy. 2023. Т. 27, № 1. С. 153-162.
Поступила в редакцию 2023-06-26
Опубликована 2023-12-26
Раздел
Педагогика
Страницы
398-406