ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПАРТИЦИПАТОРНЫХ МУЗЕЙНЫХ МЕТОДИК

  • Анастасия Васильевна Булатова
    • Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
  • Надежда Ивановна Журавлева
    • Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
  • Светлана Витальевна Мельникова
    • Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
Ключевые слова: образование, музейная педагогика, партиципаторные практики, партиципаторные методики, медиация, фасилитированная дискуссия

Аннотация

Партиципаторные практики, вовлекающие посетителей музеев в активную коммуникацию и сотворчество, появились в музейной деятельности в конце ХХ века в ответ на потребность в новом культурном, социальном и когнитивном опыте. В статье рассматриваются партиципаторные методики, сформированные в современной музейной педагогике за последние три десятилетия: свободная дискуссия (А. Хаузен, Ф. Йеновайн, Н.В. Иевлева и М.В. Потапова), арт-медиация, метод ТАБУЛА/TABULA (О. Уорд), «Искусство восприятия» (Э. Герман). Общий методологический принцип музейной партиципации - отказ от демонстрации экспертной позиции, помогает решить несколько задач: вовлечь зрителя в коммуникацию, настроить на диалог с произведением, помочь в освоении художественного языка. Коллективное обсуждение позволяет обогатить индивидуальное видение, обратить внимание на детали, которые могли бы остаться незамеченными, сделать их объектом интерпретации. Этот коммуникационный формат помогает успешно совместить обучение с развлечением, и даже в случае окказионального включения в образование имеет позитивный эффект. Цель статьи - выявить образовательные возможности партиципаторных практик, существующих в художественных музеях, обосновать актуальность и эффективность их применения. Партиципация в музее рассматривается с позиций компетентностного подхода. Анализ образовательных результатов применением партиципаторных методик позволил сделать вывод об эффективности их применения для формирования у обучающихся коммуникативных и когнитивных навыков и умений, связанных с обработкой информации, системным и критическим мышлением. Практическая значимость результатов исследования заключается в обосновании правомерности внедрения партиципаторных методик в образовательный процесс для формирования как универсальных, так и специальных профессиональных компетенций.

Литература

1. Бойко А.Г. Музеи и образование - навстречу друг другу // Музей. 2015. № 1. С. 8.
2. Борисов В.Ю. Чему учит музей или что такое музейная педагогика URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/chemu-uchit-muzey-ili-chto-takoe-muzeynaya-pedagogika (дата обращения: 28.10.2022).
3. Булатова А.В., Мельникова С.В. Выбор партиципаторных практик в работе со студентами-дизайнерами // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2022. № 3 (54). С. 91-96.
4. Герман Э. Смотреть и видеть М.: Издательство АСТ, 2018. - 320 с.
5. Гюйссен А. Бегство от амнезии. Музей как массмедиа. // Электронный ресурс. Искусство. М.: Искусство, 2012. № 2 (581). URL: https://iskusstvo-info.ru/begstvo-ot-amnezii-muzej-kak-massmedia/ (дата обращения: 31.08.2020).
6. Джослит Д. После искусства. М.: V-A-C press, 2017. 144 с. URL: https://artguide.com/posts/1199 (дата обращения: 31.08.2020).
7. Иевлева Н.В., Потапова М.В. Свободная дискуссия: как говорить с молодежью в музее // Музей: научно-практический журнал. М.: Просвещение, 2018. № 1-2, С. 78-81.
8. Измайлова А.Р., Колокольцева М.А. Арт-медиация в деятельности художественных музеев // Молодой учёный. 2016. № 14. С. 292-294.
9. Культура участия: музей как пространство диалога и сотрудничества / ред.-сост. Д. Агапова. СПб., 2015. 157 с.
10. Маликова Д.Н. Медиация: концепция и опыт УИБСИ // Экономика впечатлений: музейный, событийный, туристический менеджмент. Пермь, 14-15 марта 2019. Сборник трудов конференции. Пермь: из-во ПНИПУ. С. 47-52.
11. Маликова Д.Н. Методы работы с аудиторией художественного музея: от традиционных образовательных практик к медиации. (Осмысление и интеграция опыта Европейской биеннале современного искусства «Манифеста 10»). Магистерская диссертация. Екатеринбург, 2015
12. Манифеста 10. Европейская биеннале современного искусства. 2014. URL: http://m10.manifesta.org/ru/education/art-mediation/ (дата обращения: 31.08.2020).
13. Молодцова Н.Г. Особенности технологии развития визуального мышления на материале произведений живописи // Школьные технологии. 2019. 8 № 3. С. 78-84.
14. Музей и школа в образовательном пространстве. Выпуск 2: «Образ и мысль»: сб. статей. Под ред. Л.М. Ванюшкиной. С-Пб.: Центр регион. и междунар. образоват. проектов, 1997. -194 с.
15. Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. / отв. ред. А. Щербакова; сост. Н. Копелянская. М., 2012. 176 с.
16. Назаров А.С. Арт-пространство современного музея и культурная медиация // Сфера культуры. 2022. № 2 (8). С. 55-64.
17. Работа со студенческой аудиторией в художественном музее по методике свободной (фасилитированной) дискуссии: метод. пособие. Сост. И.В. Иевлева, М.В. Потапова. СПб.: из-во Политехн. ун-та. 2016. 38 с.
18. Рабочая тетрадь. Manifesta. Электронный ресурс. 2014. URL: http://manifesta10.org/media/uploads/files/workbook_mediation_rus.pdf (дата обращения: 31.08.2020).
19. Рансьер Ж. Эмансипированный зритель. Нижний Новгород: Красная ласточка, 2018. 126 с.
20. Саймон Н. Партиципаторный музей / Пер. А. Глебовской. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 368 с.
21. Соболевская О.В. Музей эдьютейнмента. URL: https://iq.hse.ru/news/222184480.html (дата обращения: 28.08.2022).
22. Столяров Б.А. Развитие визуальной культуры у учащихся в условиях музея // Педагогика искусства. 2015. № 3. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal (дата обращения: 28.08.2022).
23. Троянская С.Л. Общекультурная компетентность студентов вуза: технология ее развития средствами музейной педагогики // Инновации и ретровведения: педагогический поиск. Ижевск, 2015. С. 41-54.
24. Троянская С.Л. Развитие общекультурной компетентности студентов через музейно-педагогический процесс // Вектор науки ТГУ. 2011. 4(7). С. 283-285.
25. Уорд О. Искусство смотреть. Как воспринимать современное искусство. М.: Ад Маргинем Пресс: Музей современного искусства «Гараж», 2021. - 176 с.
26. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
27. Шляхтина Л.М Музейная педагогика в современных реалиях // Вестник СПБГИК. 2019, № 3 (40). C. 109-113.
28. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике. М.: М-во культуры РФ. Рос.ин-т культурологии, 2001. - 224 с.
29. Ядченко Е.М. Формирование личностных компетенций студентов в процессе реализации воспитательной системы технического ССУЗ. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Томск, 2009.
30. Bulatova A., Zhuravleva N., Melnikova S. The Significance of Art Mediation in Bridging the Communication Gaps // Fourth International Scientific Conference Communication Trends in the Post-literacy Era: multilingualism, multimodality, multiculturalism, Volume 2020 KnE Social Sciences, Р. 1-13. DOI 10.18502/31
31. Frankel Diane B. True Needs True Partners. // True needs. True partners. Museums and schools transforming education. Institute of museum services, NW, Washington, DC 20506 21. // p. 9-14.
32. Housen A.S. Aesthetic Thought, Critical Thinking and Transfer. // Arts and Learning Research Journal, Vol. 18, No. 1, 2001-2002. p. 99-131.
33. Kochukhova E. Transformation of Museum Communication through: The case of the 4-th Ural Industrial Biennial of Contemporary Art. // Changing Societies & Personalities, 2019. Vol. 3, No. 3, pp. 258-272.
34. Lind M. Why mediate art? // Ten fundamental question of Quration. Issue #4: Is printed in Italy and published five times an year by Mousse Publishing. P. 99-126. URL: https://syg.ma/@uralskii-filial-gtssi/mariia-lind-zachiem-iskusstvu-miediatsiia (дата обращения: 31.08.2020).
35. Mörsch C. Contradicting Oneself: Gallery Education as Critical Practice within the Educational Turn in Curating // It’s all Mediating: Outlining and Incorporating the Roles of Curating and Education in the Exhibition Context. Cambridge Scholars Publishing. 2013. Р. 33.
36. Museums, Libraries, and 21st Century Skills: Definitions. [Electronic resource] URL: https://www.imls.gov/issues/national-initiatives/museums-libraries-and-21st-century-skills/definitions (дата обращения: 31.08.2020).
37. Salaman А., CunninghamА., Richards P. Participation on Trial - Is it always a good thing? URL: https://museum-id.com/ (дата обращения: 28.08.2022).
38. Time for Cultural Mediation [Electronic resource] / Ed. by C. Mörsch, S. Fürstenberg, A. Chrusciel - Online Publication. Institute for Art Education of Zurich University of the Arts (ZHdK), commissioned by Pro Helvetia, 2013. 329 p. URL: https://www.kultur-vermittlung.ch/zeit-fuer-vermittlung/v1/?m=0&m2=1&lang=e (дата обращения: 31.08.2020).
39. True needs. True partners: Museums and schools Transforming education. Institute of museum services, 1100 Pennsylvania Ave NW, Washington, 1996.
40. Visual Thinking Strategies [Electronic resource]. URL: https://vtshome.org/ (Accessed 31 August 2020)
41. Yenawine P. Thoughts on Visual Literacy Handbook of Research on Teaching Literacy through the Communicative and Visual Arts. 2004 New York, Routledge DOI:10.4324/9781410611161
Поступила в редакцию 2022-12-08
Опубликована 2023-12-26
Раздел
Педагогика
Страницы
407-416