ДВА ПРОЯВЛЕНИЯ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД
Аннотация
В статье анализируется конструкт «саморазвитие личности» в психологической и педагогической науке. Обращено внимание на противостояние двух параллельных позиций в понимании его природы - как произвольного и как целенаправленного самоизменения. Обсуждается правомерность обособленного исследования субъективных и объективных проявлений саморазвития личности. Обозначена позиция: саморазвитие личности уже с подросткового возраста представляет собой сложный процесс, включая и спонтанные, и целенаправленные проявления. Анализируются результаты эмпирического исследования мотивов саморазвития у представителей трёх возрастных подгрупп: подростки, студенты (ранняя взрослость), взрослые (средняя взрослость). Доказываются предположения, что с возрастом значимость саморазвития в разных жизненных сферах и интерес к нему сближаются; и что интеграция мотивов саморазвития в личностный контекст с возрастом усиливается.
Литература
2. Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное // Собр. Соч.: в 6 т. Т. 1. М., 1982.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы СПб., 2002.
4. Щукина М.А. Психология саморазвития личности: монография. СПб., 2015.
5. Яницкий М.С. Ценностное измерение массового сознания. Новосибирск, 2012.
6. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000.
7. Калачёва Е.М. Воспитание у старшеклассников эстетических ценностей в педагогическом процессе: автореф. дис. … канд. пед. наук. Армавир, 2001.
8. Парфенова Д.А. Структурно-уровневые характеристики ценностно-смысловой сферы личности в связи с особенностями интеллектуального развития в период ранней взрослости: дис. … канд. психол. наук. СПб., 2016.
Опубликована 2017-12-20