ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ СКЛОННОСТИ СУБЪЕКТА К АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ

  • Оксана Вячеславовна Кожевникова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Елизавета Павловна Шкляева
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: академическая прокрастинация, мотивационно-волевая сфера субъекта, планирование времени, организация учебной деятельности, второкурсники

Аннотация

Анализируются результаты эмпирического исследования по выявлению психологических предикторов академической прокрастинации , относящейся к числу психологических явлений, всестороннему изучению которых в последнее время уделяется всё большее внимание. Обусловлено это прежде всего негативным воздействием, оказываемым склонностью к откладыванию выполнения учебных задач на образовательные результаты и внеучебную деятельность студентов. Выдвинута гипотеза о том, что склонность к академической прокрастинации детерминируется индивидуально-психологическими особенностями субъекта, или лица, не обладающего выраженными навыками самоконтроля, стратегического и тактического планирования времени, испытывающего затруднения при организации и структурировании собственной деятельности, то есть склонного к академической прокрастинации . Данная гипотеза находит свое подтверждение в процессе исследования с применением комплекса процедур сбора и анализа эмпирических данных на выборке второкурсников подготовки гуманитарного направления.

Литература

1. Барабанщикова В.В., Каминская Е.О. Феномен прокрастинации в деятельности членов виртуальных проектных групп // Национальный психологический журнал. 2013. № 2. С. 43-51.
2. Вьюжанина С.А., Кожевникова О.В. К вопросу об академической адаптации второкурсников регионального вуза: внешние и внутренние факторы дезадаптации // Актуальные тенденции социальных коммуникаций: история и современность: сб. науч. ст. Ижевск: Удмуртский университет, 2016. С. 238-243.
3. Зверева М.В. Адаптация опросника PASS на российской выборке // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20, № 1. C. 79-84.
4. Зверева М.В. Прокрастинация как личностный фактор при психической патологии в юношеском возрасте: дис. … канд. пед. наук. М., 2015. 161 с.
5. Ковылин В.С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2013. № 2. С. 22-41.
6. Малейнова Ф.Г. Прокрастинация: вредная привычка, нравственный недуг (дефект воли) или экзистенциальная проблема? // Рабочие тетради по биоэтике. Вып. 19 / под ред. П.Д. Тищенко. М: МГУ, 2014. С. 122-146.
7. Мандрикова Е.Ю. Опросник самоорганизации деятельности (ОСД) // Психологическая диагностика. 2010. № 2. С. 87-111.
8. Чернокова Т.Е. Типы самоконтроля в познавательной деятельности // ScienceTime. 2014. № 7. С. 413-418.
9. Юдеева Т.Ю., Гаранян Н.Г., Жукова Д.Н. Апробация опросника студенческой прокрастинации C. Lay // Психологическая диагностика. 2011. № 2. С. 84-94.
10. Lay C.H. At last, my research article on procrastination // Journal of Research in Personality. 1986. Vol. 20, № 4. P. 474-495.
11. Solomon L.J., Rothblum E.D. Academic procrastination: frequency and cognitive-behavioral correlates // Journal of Counseling Psychology. 1984. № 4. P. 503-509.
12. Steel P. The nature of procrastination: A. meta-analytic and theoretical review of quintessential self-regulatory failure // Psychological Bulletin. 2007. Vol. 133, №1. P. 65-94.
Поступила в редакцию 2017-10-11
Опубликована 2017-12-20
Раздел
Психология
Страницы
451-454