О СТРУКТУРЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

  • Анна Руслановна Смирнова
    • ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»
Ключевые слова: ответственность, структура ответственности, компоненты ответственности, ответственность как качество личности, ответственное поведение, ответственные действия, ответственный поступок, типология ответственности, уровни формирования ответственного поведения, модусы ответственности

Аннотация

В статье рассматриваются работы по проблеме формирования чувства ответственности на основе теоретического материала отечественных и зарубежных исследователей. зложен анализ современных материалов по проблеме ответственности в отечественной и зарубежной литературе. Проведен сравнительный анализ стилей исполнительности (по В.П. Прядеину) и типов ответственности (по О.Ю. Гроголевой) с «модусами ответственности» личности (по О.Н. Финогеновой) и стадиями формирования ответственного поведения (по М. Маршалл). Предлагается интерпретация к определению понятий «ответственность» и «ответственное поведение» через мотивацию и высшую психическую функцию - волю , а также анализируются причины ответственного либо безответственного поведения и безответственного поведения сквозь призму предпосылок формирования и развития этого качества. Выделена проблемная точка диагностического инструментария, цель которого - определение уровня ответственности .

Литература

1. Паттерсон К., Греннии Д., Максфилд Д., Макмиллан Р., Свитцлер Э. Серьезный разговор об ответственности. Что делать с обманутыми ожиданиями, нарушенными обещаниями и некорректным поведением / пер. с англ. М. Мацковской. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 272 с.
2. Дементий Л.И., Купченко В.Е. Жизненная стратегия личностей с различным типом ответственности // Вестник Омского университета. 2011. № 4. С. 317-324.
3. Маршалл М. Как воспитывать в детях ответственность. А также самостоятельность и другие важные качества без угроз, подкупов и наказаний / пер. с англ. В.Соколовой. М.: Эксмо, 2014. 352 с.
4. Прядеин В.П. Ответственность как системное качество личности: учеб. пособие. Екатеринбург: УрГПУ, 2001. 209 с.
5. Прядеин В.П. Понятие ответственности, исполнительности, воли как объекты психолого-педагогического исследования // Педагогика. Психология. Самоопределение человека и этические ценности глазами психологов, педагогов, социологов. 2012. № 1. С. 32-44.
6. Финогенова О.Н. Диагностика ответственности личности на основании модели «модусы ответственности»: статья // В мире научных открытий. 2014. № 3. С. 1667-1675.
7. Гроголева О.Ю., Мельникова Е.В. Динамика формирования ответственности в младшем школьном возрасте // Вестник Омского университета. 2007. № 1. С. 35-48.
Поступила в редакцию 2017-03-24
Опубликована 2017-12-20
Раздел
Психология
Страницы
464-467