ВОЗРАСТНАЯ СПЕЦИФИКА САМОРЕГУЛЯЦИИ И ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ СУВОРОВЦЕВ

  • Игорь Юрьевич Цыганов
    • ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»
  • Маргарита Леонидовна Ованесбекова
    • ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»
  • Варвара Ильинична Моросанова
    • ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования»
Ключевые слова: саморегуляция учебной деятельности, отношение к учению, возрастные различия, суворовцы, мотивация учения

Аннотация

В статье публикуются результаты исследования, выявляющего возрастную специфику осознанной саморегуляции учебной деятельности, а также отношение суворовцев различных возрастов к учению в сравнении с их сверстниками в общеобразовательных школах. Исследование проведено на контингенте воспитанников Московского суворовского военного училища 5, 9-11 классов и учащихся общеобразовательных школ тех же классов обучения с использованием многошкальных опросников диагностики осознанной саморегуляции и отношения к учению. Установлены различия в выраженности общего уровня саморегуляции, а также её процессов, свойств и мотивационно-эмоциональных проявлений отношения к учебе суворовцев разных возрастов. Сравнение же их по тем же характеристикам с их сверстниками-школьниками подтвердило предполагаемую специфики в отношении к учению и развитии саморегуляции в условиях военного училища. Результаты сопоставления могут быть полезными практическим психологам при психологическом сопровождении суворовцев и помощи им в психологической адаптации к условиям обучения в военном училище. Перспективы исследования: выявление специфики взаимосвязи саморегуляции и отношения к учению и вклада регуляторных и личностных особенностей в академическую успешность и в результаты экзаменов у суворовцев различных возрастов.

Литература

1. Андреева А.Д. Изучение учебной мотивации подростков и старших школьников: история вопроса // Психология и школа. 2009. № 4. С. 64-70.
2. Андреева А.Д., Прихожан А.М. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы // Психологическая диагностика. 2006. № 1. С. 33-38.
3. Божович Е.Д. Регуляторный компонент в позиции субъекта учения // Субъект и личность в психологии саморегуляции / под ред. В.И. Моросановой. М.: ПИ РАО; Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. С. 299-309.
4. Болотова А.К., Башкин Е.Б. Самосознание и развитие личности как «особый временной момент» // Культурно-историческая психология, 2009. № 1. С. 19-27.
5. Гордеева Т.О., Шепелева Е.А. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2011. № 3. С. 33-45.
6. Круглова Н. Ф. Психологические особенности саморегуляции подростка в учебной деятельности // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 2. С. 66-73.
7. Моросанова В.И. Oсознанная саморегуляция произвольной активности человека как психологический ресурс достижения целей // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. Т. 7, № 4. С. 62-78.
8. Моросанова В.И., Бондаренко И.Н. Диагностика саморегуляции человека. М.: Когито-Центр, 2015. 304 с.
9. Моросанова В.И., Фомина Т.Г. Осознанная саморегуляция в системе психологических предикторов достижения учебных целей // Вопросы психологии. 2016. № 2. С. 124-135.
10. Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Цыганов И.Ю. Осознанная саморегуляция и отношение к учению: типологические особенности учащихся как специальные ресурсы академической успешности // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 64-75.
11. Моросанова В.И., Фомина Т.Г., Цыганов И.Ю. Осознанная саморегуляция и отношение к учению в достижении учебных целей. М.; СПб.: Нестор-История, 2017. 380 с.
12. Моросанова В.И., Цыганов И.Ю., Ванин А.В., Филиппова Е.В. Взаимосвязь мотивации и осознанной саморегуляции учения // Психол. исслед.: электрон. науч. журн. 2012. Т. 5, № 24. С. 5. URL: http:// psystudy.ru.
13. Моросанова В.И., Цыганов И. Ю., Ванин А. В., Филиппова Е.В. Осознанная саморегуляция и отношение к учению: их взаимосвязь и вклад в успешность обучения // Вопросы психологии. 2015. №. 5. С. 32-45.
14. Сергиенко Е.А. Контроль поведения с позиций системно-субъектного подхода // Психология саморегуляции в XXI веке / отв. ред. В.И. Моросанова. СПб.; М.: Нестор-История, 2011. 468 с.
15. Цыганов И.Ю, Ованесбекова М.Л. Фомина Т.Г. Моросанова В.И. Возрастные особенности саморегуляции учебной деятельности и их связь с академической успешностью у учащихся суворовского училища // Вестник Удмуртского университета. Философия. Психология. Педагогика. 2016. № 4. С. 113-117.
16. Чудновский В.Э. О некоторых прикладных аспектах проблемы смысла жизни // Мир психологии. 2001. № 2. С. 82-89.
17. Poropat A.E. A meta-analysis of the five-factor model of personality and academic performance // Psychol. Bull. 2009. Vol. 135, N 2. P. 322-338.
18. Miller, R., Brickman, S. A Model of Future-Oriented Motivation and Self-Regulation // Educational Psychology Review, Vol. 16, N 1. March 2004.
19. Richardson M., Abraham C., Bond R. Psychological correlates of university students’ academic performance: A systematic review and meta-analysis // Psychol. Bull. 2012. Vol. 138, N 2. P. 353-387.
20. Robbins S.B., Lauver K., Le H., Davis D., Langley R., Carlstrom A. Do psychosocial and study skill factors predict college outcomes? A meta-analysis // Psychol. Bull. 2004. Vol. 130, N 2. P. 261-288.
21. Skinner E.A., Furrer C., Marchand G., Kindermann T. Engagement and disaffection in the classroom: Part of a larger motivational dynamic // Journal of Educat. Psychol. 2008. Vol. 100. P. 765-781.
22. Zimmerman B.J. Theories of self-regulated learning and academic achievement: An overview and analysis // Zimmerman B.J., Schunk D.H. (eds). Self-regulated learning and academic achievement: Theoretical perspectives. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 2001. P. 1-39.
Поступила в редакцию 2017-10-06
Опубликована 2017-12-20
Раздел
Психология
Страницы
468-477