ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ПРОБЛЕМНО-ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

  • Александр Аркадьевич Баранов
    • ФБГОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Ринат Наильевич Шарафутдинов
    • ФБГОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: лабораторная работа, педагогическая технология, проблемная лекция, проблемное обучение, проектирование, учитель технологии, экологическая компетенция, экологическое образование

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования и развития экологической компетенции у будущих учителей технологии на основе принципов интеграции, непрерывности и системности. Показано, что формирование этой компетенции у студентов - одна из стратегических задач высшего образования, однако существующие технологии её формирования недостаточно эффективны. Проведённые автором исследования позволили разработать педагогическую технологию на основе авторского проблемно-проектного обучения, которое включает в себя две формы учебного занятия: «Проблемно-проектная лекция» и «Лабораторно-проектная работа». Во время проведения лекции предметные знания передаются студентам в контексте с экологическими знаниями. В ходе дискуссий на лекции студенты самостоятельно выявляют проблемы экологического характера и предлагают их решения в виде проектов. Лабораторное занятие позволяет студентам более глубоко погрузиться в поиск и решение экологических проблем. Для этого автор разработал методику трёхэтапного исследования технического устройства с помощью комплекса измерительных приборов, позволяющего студентам самостоятельно выявить экологические и эргономические проблемы. Систематическое проведение лекционных и лабораторных занятий в проблемно-проектной форме способствует формированию экологической компетенции у будущих учителей технологии. Эффективность предложенной педагогической технологии подтверждена результатами проведённой автором опытно-экспериментальной работы.

Литература

1. Астафьева Л.С. Формирование экологической культуры студентов технических колледжей: автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2001. 21 с.
2. Баранов А.А., Шарафутдинов Р.Н. Формирование и развитие проектной компетенции как условие становления инновационного потенциала бакалавров педагогического образования и профессионального обучения // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 26, вып. 3. С. 103-109.
3. Галашев В.А. Технология поиска и решения художественно-конструкторских задач: учебно-методическое пособие для вузов. Ижевск: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов МО РФ (Ижевский филиал), 2008. С. 22-25.
4. Гришаева Ю.М. Компетентностный подход в экологическом образовании студентов педагогического вуза: статья // Вестн. Моск. гос. областного ун-та. 2009. № 1. С. 21-26.
5. Даниленкова В.А. Формирование экологической компетенции у студентов технического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Калининград., 2005. 25 с.
6. Закирова Л.А. Система профессионально-экологического образования будущего учителя технологии и предпринимательства: автореф. дис. … докт. пед. наук. Челябинск., 2010. 38 с.
7. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Экологическая компетенция как новый планируемый результат экологического образования // Стандарты и мониторинг в образовании. 2008. № 2. С. 11-15.
8. Ильясова И.С. Педагогические условия формирования экологической культуры студентов в учреждениях среднего профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск., 2010. 23 с.
9. Лызь Н.А. Экологическое образование как средство развития экологического сознания личности студентов технического вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Таганрог., 1998. 25 с.
10. Овечкин В.П. Общая технология: учебная программа для студентов по специальности «Технология и предпринимательство». Ижевск: Удмуртский университет, 2001. С. 6.
11. Овечкин В.П. Содержание технологического образования: основания, принципы, условия проектирования: монография. М.; Ижевск: РХД, 2005. С. 176, 167, 139.
12. Пистунова Л.Е. Формирование экологической компетентности студентов вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. Кемерово., 2006. 24 с.
13. Садыкова Э.Ф., Ниязова А.А. Формирование экологических компетенций в процессе подготовки будущих педагогов // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-9. С. 2066-2069.
14. Симонова И.Н., Варникова О.В. Экологическая культура как феномен современного высшего технического образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1 (ч. 1).
15. Хорошун Н.А. Социальное управление формированием экологической культуры студентов технических вузов: дис.. канд. социол. наук. Белгород., 2006. 171 с.
16. Хотунцев Ю.Л. Устойчивое развитие и экологизация школьного образования: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Ступени, 2003. С. 245-266.
17. Шамот С.И. Теоретические аспекты формирования экологической компетентности у будущих учителей технологии // Материалы ежегодной науч.-практ. конф. «Экологическое образование в интересах устойчивого развития». 2015. Т. 2. С. 756-760.
18. Шарафутдинов Р.Н. Дидактические условия подготовки будущего учителя технологии к педагогическому проектированию: дис. … канд. пед. наук. Ижевск., 2007. С. 92-104.
19. Шарафутдинов Р.Н. Проблемно-проектное обучение в подготовке педагогов: учебно-методическое пособие. Ижевск: Удмуртский государственный университет, 2012. С. 9-23.
20. Юлов В.Ф. Новое экологическое сознание как союз науки, практики и мировоззрения // Гуманитарная экология и мир человека: материалы Всеросс. науч. конф. с междунар. участием. 2011. С. 37-41.
Поступила в редакцию 2017-10-17
Опубликована 2017-12-20
Раздел
Педагогика
Страницы
483-490