АТРИБУТИВНЫЕ ПРИЗНАКИ ЭВТАНАЗИИ И ОСМЫСЛЕНИЕ ДАННОГО ЯВЛЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ РПЦ

  • Евгений Владимирович Никольский
    • Институт русистики Варшавского Университета, Республика Польша
Ключевые слова: эвтаназия, биоэтика, право на жизнь, милосердие, хосписы, Православие, самоубийство, назначение человека

Аннотация

В статье в рамках междисциплинарных исследований рассматривается проблема эвтаназии. Выявлены атрибутивные признаки данного явления, описаны основные её разновидности. Специально отмечается, что и сторонники, и противники эвтаназии в выражении своей позиции выстраивают внешне логичную и развернутую аргументацию и обращаются как бы к одним и тем же общечеловеческим ценностям: таким, как милосердие и достоинство человека. Однако дискуссия между ними часто заходит в тупик, поскольку стороны исходят из противоположных мировоззренческих, этических и ценностных позиций. При этом оказывается, что понятия милосердия и человеческого достоинства интерпретируются участниками дискуссии по-разному. Подробно рассматривается подход к эвтаназии в Социальной концепции РПЦ. В итоге сформулирован тезис о том, что религиозное осмысление данного явления способно вывести дискуссию из логического тупика и указать на такие возможности решения проблемы, которые сторонники эвтаназии часто просто не видят.

Литература

1. Adamski Łukasz. Ponura krucjata Doktora Śmierć. // „Uważam Rze” , № 6 s. 76-77, Warszawa, 2011
2. Антоний (Блум), митр. Жизнь. Болезнь. Смерть. М., 1995.
3. Антоний /Блум/ митр. Сурожский. Исцеление тела и спасение души // Человек. 1995, № 5, с. 109-124
4. Бусова Н.А. Этика блага и мораль справедливости // Человек. 2002. № 3. С. 27-28.
5. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. М., 1994.
6. Зорза Р., Зорза В. Путь к смерти: Жить до конца. М., 1990.
7. Мещерякова Т.В. Биоэтика как форма защиты индивидуальности в современной культуре: Диссертация на соискание степени кандидата философских наук. Томск, 2009.
8. Неговский В.А. Клиническая смерть глазами реаниматолога // Человек. 1991. № 2. URL: http://www.aquarun.ru/ psih/smert/smert8.html. (дата обращения: 07.06.2017).
9. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень ОВЦС Московского Патриархата: Специальный выпуск. М., 2000. № 8. URL: https://azbyka.ru/osnovy-socialnoj-koncepcii-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi (дата обращения: 13.06.2017)
10. Попова Л. Смерть мозга // Большая Медицинская Энциклопедия. М., 1984. Т. 23. С. 453-454.
11. Пулмэн Д. Достоинство человека, боль, страдание // Человек. 2001. № 3. С. 21-24.
12. Рейчелс Дж. Активная и пассивная эвтаназия // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. М., 1990. С. 205-212.
13. Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика. М., 2002.
14. Силуянова И.В. Биоэтика в России: Ценности и законы. М., 1997.
15. Сондерс П. Аборты и эвтаназия. URL: http://www.apolresearch.org/win/index.php3?razd=1&id1=0&id2=299 (дата обращения: 12.06.2017).
16. Тарабарко Н. Критерии биологической смерти: Методы оценки потенциального донора // Трансплантология: Руководство / Под ред. акад. В. Шумакова. М., 1995.
17. Уайатт Д. На грани жизни и смерти: Проблемы современного здравоохранения в свете христианской этики. СПб., 2003.
18. Уиклер Д. Определение смерти: задача для философов? // Коновалова Л.В. Прикладная этика. Вып. 1: Биоэтика и экоэтика. М., 1998. С. 12-14.
19. Фут Ф. Эвтаназия // Философские науки. 1990. № 6. С. 4-6.
20. Чистяков Георгий, свящ. Умирание или эвтаназия? // Русская мысль. 1998. № 4248. С. 7-8.
21. Юдин Б. Социальная институционализация биоэтики // Биоэтика: Проблемы и перспективы. М., 1992. С. 110-113.
22. Юдин Б.Г. Право на добровольную смерть: Против и за // О человеческом в человеке. М., 1991. С. 18-22.
Поступила в редакцию 2018-01-18
Опубликована 2018-03-23
Раздел
Междисциплинарные исследования
Страницы
23-34