ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОГО ПРИСУТСТВИЯ

  • Кирилл Витальевич Злоказов
    • ФГКО ВО «Санкт-Петербургский университет МВД России»
Ключевые слова: образ Я, социальное взаимодействие, идентичность, социальное присутствие, самоопределение, самовоплощение, социальная роль, референтность, соприсутствие

Аннотация

В статье обсуждается представление субъекта о себе, возникающее под влиянием представления о присутствии других людей (социальном присутствии). Исследования явлений социального присутствия показывают, что представление о нем извне регулирует социальную активность субъекта, влияет на процесс и результаты его деятельности. Так, присутствие наблюдателей или представление о таком присутствии фасилитирует или ингибирует деятельность и обучение, влияет на исход соревнования. Мнение окружающих учитывается при покупке вещей или выборе лечения. Представление о присутствии других людей влияет на самосознание и самооценку, используется для социального сравнения. Социальное присутствие в статье рассматривается с позиций социально-когнитивных и социально-интерактивных теорий. Предполагается, что не только поведение, но и самопредставление («образ Я») субъекта зависят от информации, полученной во взаимодействии с другими людьми. Данная информация осознается в виде представления субъекта о себе или, иначе, образа Я в социальном взаимодействии. Анализ социально-психологических концепций показывает разобщенность мнений относительно влияния представлений о социальном присутствии на образ Я. В работе проводится их конкретизация. В результате обобщения определяются 4 составляющих образа Я в социальном присутствии: 1) самоопределение - представление о собственной уникальности, отличии от окружающих; 2) самовоплощение - представление о компетентности и эффективности социального поведения; 3) отождествление - представление о себе в социальных ролях, определяющих социальное поведение; 4) соучастие - представление о причастности других людей, их влиянии на действия и решения субъекта. Показано, что эти представления включаются в знание субъекта о себе и используются в процессе самооценки и социального сравнения. Формирование представлений осуществляется на основе восприятия информации о себе, получаемой в социальном взаимодействии. Субъект вычленяет информацию о себе из информации получаемой во взаимодействии, использует ее для оценки и модификации образа своего Я.

Литература

1. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: Методологические и теоретические проблемы. М.: Смысл, 1993. 456 с.
2. Дорфман Л.Я. Я-концепция: дифференциация и интеграция // Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / Под ред. Л.Я. Дорфмана. -М.: Смысл, 2004. С. 96-123.
3. Леонов Н.И., Главатских М.М. Психология социального мира. - Ижевск: Lingua Socialis, 2006. 132 с.
4. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997.
5. Мелибруда Е. Я-ТЫ-МЫ: Психология возможности улучшения общения / Пер. с польск. М.: Прогресс, 1986. 256 с.
6. Ойстер К. Социальная психология групп. Эффективная работа с людьми: законы групповой динамики, интересы и конфликты, влияние и власть, лидерство. СПб: Прайм-Еврознак, 2004. 224 с.
7. Поляков Е.А. Рилив-терапия как новое психотерапевтическое направление в психологическом консультировании // Российский научный журнал. 2013. № 3(34). с. 198-208.
8. Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири: Методическое руководство. - М.: ИКА "Москва", 1990. С.48.
9. Философский энциклопедический словарь. М.: «Советская энциклопедия», 1983. с. 645-646.
10. Юркова В.В. Социально-психологические исследования дружбы// Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 3. СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2009. - С. 96-101.
11. Abeele, M.V., Roe, K., Pandelaere, M. Construct validation of the concepts: Social presence, emotional presence and connectedness and an application of Zajonc’s social theory to social presence research // Proceedings of the 10th International Workshop on Presence. Barcelona. 2007. pp. 215-224.
12. Andersen, S.M., Chen, S. The relational self: An interpersonal social-cognitive theory // Psychological Review. 2002. №109. pp. 619-645.
13. Bandura A. Self-efficacy mechanisms in human agency // American Psychologist. 1982. № 37. РР. 122-147.
14. Baron, R.S. Distraction-conflict theory: Progress and problems // Advances in Experimental Social Psychology. 1986. №19. РР. 816-824.
15. Bigler M., Neimeyer G. J., Brown E. The divided self revisited: Effects of self-concept clarity and self-concept differentiation on psychological adjustment // Journal of Social and Clinical Psychology. 2001. № 20. РР. 396-415
16. Bond, C.F. Social facilitation: A self-presentational view //Journal of Personality and Social Psychology. 1982. №42. РР. 1042-1050.
17. Bowlby, J, Ainsworth, M., Boston, M., Rosenbluth, D. The effects of mother-child separation: A follow-up study // British Journal of Medical Psychology. 1956. № 29. РР. 211-247.
18. Brewer M.B. The social self: On being the same and different at the same time // Personality and Social Psychology Bulletin. 1991. № 17. PР. 475-482.
19. Brookmeyer K.A., Fanti K.A., Henrich C.C. Schools, parents, and youth violence: A multilevel, eco-logical analysis // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. 2006. № 35 (4). PР. 504-514.
20. Brown J.D., Smart S.A. The self and social conduct: linking self-representations to pro-social behavior // Journal of Personality and Social Psychology. 2001. № 60. р. 368-375.
21. Callero, P.L., Howard A.J., Pilavin A.J. Helping Behavior as Role Behavior: Disclosing Social Structure and History in the Analysis of Prosocial Action // Social Psychology Quarterly. 1987. № 50. РР. 247-256.
22. Campbell, J.D. Self-esteem and clarity of the self-concept // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. №59. РР. 538-549[1]
23. Carver, C.S., Sutton, S.K., Scheier, M.F. Action, emotion, and personality: emerging conceptual integration //Personality and Social Psychology Bulletin. 2000. № 26. РР. 741-751.
24. Chua, Z., Jiang, Z. Effects of anonymity, media richness, and chat-room activeness on online chatting// Proceedings of 14th European conference on information systems (ECIS). Göteborg. 2006. PP. 2336-2348.
25. Cooley, C.H. Life and the Student: Roadside Notes on Human Nature, Society, and Letters // New York: Alfred A. Knopf. 1927. p. 20.
26. Cottrell, N.B. Performance in the presence of other human beings: mere presence and affiliation effects // Social facilitation and imitative behavior. Boston: Allyn and Bacon. 1968. PP. 91-110.
27. Dahl, D.W., Manchanda, R.V., Argo, J.J. Embarrassment in consumer purchase: The roles of social presence and purchase familiarity // Journal of Consumer Research. 2001. №28. РР. 473-481.
28. Dashiell, J.F. Experimental studies of the influence of social situations on the behavior of individual human adults // A handbook of social psychology. Worcester, Mass.: Clark University Press, 1935.
29. Diehl M., Hastings C.T., Stanton J.M. Self-concept differentiation across the adult life span // Psychology and Aging. 2001. №16. РР. 643-654.
30. DiTommaso, E., Spinner, B. Social and emotional loneliness: A reexamination of Weiss’ typology of loneliness // Personality and Individual Differences. 1987. № 22. РР. 417-427.
31. Duffy, M.K., Shaw, J.D., Scott, K.D., Tepper, B.J. The moderating roles of self-esteem and neuroticism in the relationship between group and individual undermining // Journal of Applied Psychology. 2006. № 91. РР. 1066-1077.
32. Ellemers, N., Spears R., Doosje, B. Self and Social Identity // Annual Review of Psychology. 2002. № 53. PР. 161-186.
33. Gecas V. The Self-Concept: Social Product and Social Force // Social Psychology: Sociological Perspectives. New York: Basic Books, 1990. РР. 562-592.
34. Gecas V., Schwalbe L.М. Beyond the Looking-Glass Self: Social Structure and Efficacy Based Self-Esteem // Social Psychology Quarterly. 1983. № 46. PР. 77-88.
35. Gergen, K.J., Morse, S. Self-consistency: Measurement and validation // Proceedings of the American Psychological Association. 1967. № 75. РР. 207-208.
36. Hinkley, K., Andersen, S. M. The working self-concept in transference: Significant-other activation and self-change // Journal of Personality and Social Psychology. 1996. № 71. РР.1279-1295.
37. Hogg M.A. Social identity, self-categorization and the communication of group norms // Communication Theory. 2006. № 16. РР.7-30.
38. Ingersoll-Dayton B., Morgan D., Antonucci T. The effects of positive and negative social exchanges on aging adults // Journals of Gerontology. Social Sciences. 1997. № 52. РР. 190-199.
39. James, W. The Self and Its Selves/Social Theory: The Multicultural Readings / ed. C.Lemert. Philadelphia: Westview Press. 2010. - РP. 161-166.
40. Kerr M.E. Chronic anxiety and defining a self // Atlantic Monthly. 1988. № 9. РР. 35-58.
41. Klehe, U, Anderson, N., Hoefnagels, E.A. Social Facilitation and inhibition during maximum versus typical performance situations. // Human Performance. 2007. № 20 (3). РР. 223-239.
42. Kruglanski, A.W., Mayseless, O. Classic and current social comparison research: Expanding the perspective // Psychological Bulletin. 1990. № 108. РР. 195-208.
43. Kupersmidt, J.B., Coie, J.D. Preadolescent peer status, aggression, and school adjustment as predictors of externalizing problems in adolescence // Child Development. 1990. № 61. РР. 1350-1362.
44. Lazarus, R.S. Psychological Stress and the Coping Process. New York: McGraw-Hill. 1966. 312 p.
45. Leary, M.R., Baumeister, R. F. The nature and function of self-esteem: sociometer theory // Advances in experimental social psychology San Diego: Academic Press. 2000. № 32. РР. 1-62.
46. Leary, M.R., MacDonald, G. Individual differences in self-esteem: a review and theoretical integration // Handbook of self and identity. New York: Guilford Press. 2003. PP. 401-418.
47. Linville, P. W. Self-complexity and affective extremity: Don't put all of your eggs in one cognitive basket. Social Cognition. 1985. № 3. РР. 94-120.
48. Markus, H.R. Self-schemata and processing information about self //Journal of Personality and Social Psychology. 1977. № 35. РР. 63-78.
49. Markus, H.R., Kitayama, S. Culture and the self: Implications for cognition, emotion, and motivation // Psychological review. 1991. № 98. РР. 224-253.
50. McConnell, A.R., Renaud, J.M., Dean, K.K., Green, S.P., Lamoreaux, M.J., Hall, C.E., et al. Whose self is it anyway? Self-aspect control moderates the relation between self-complexity and well-being // Journal of Experimental Social Psychology. 2005. № 41. РР. 1-8.
51. Nuttbrock, L., Freudiger Р. Identity Salience and Motherhood: A Test of Stryker's Theory // Social Psychology Quarterly. 1991. № 54. РР.146-157.
52. Reicher, S.D. Levine, M. Deindividuation, power relations between groups and the expression of social identity: The effects of visibility to the out-group // British Journal of Social Psychology. 1994. №33. РР.145-163.
53. Reitzes, D., Mutran, E. Self-concept as the organization of roles: Importance, centrality, and balance // Sociological Quarterly. 2002. № 43. РР. 647-166.
54. Richardson, J., Koehler, A., Besser, E., Caskurlu, S., JiEun, L., Mueller, C. Conceptualizing and investigating instructor presence in online learning environments. International Review of Research // Open & Distance Learning. 2015. № 16. РР. 256-297.
55. Robbins, J.M., Krueger, J.I. Social projection to in-groups and out-groups: A review and meta-analysis // Personality and Social Psychology Review. 2005. № 9. РР.32- 47.
56. Rosenberg M., Turner R.H. The Self-Concept: Social Product and Social Force // Social Psychology: Sociological Perspectives. New York: Basic Books. 1981. РР. 562-592.
57. Sanders, G.S., Baron, R.S. The motivating effects of distraction on task performance // Journal of Personality and Social Psychology. 1975. № 32. РР.956-963.
58. Short J., Williams W., Christie B. The Social Psychology of Telecommunications. Wiley & Sons. 1976.
59. Smith-Lovin, L. Emotion as Confirmation and Disconfirmation of Identity: An Affect Control Model // Research Agendas in Emotions. New York: SUNY Press. 1990. pp. 238-270.
60. Stets J.E., Burke P.J. Self-esteem and identities // Sociological Perspectives. 1994. № 57. РР. 409-433.
61. Stopa, L., Brown, M.A., Luke, M.A., Hirsch, C.R. Constructing a self: The role of self-structure and self-certainty in social anxiety // Behaviour Research and Therapy. 2010. № 48. РР. 955-965.
62. Stryker, S. ‘In the beginning there is society’: Lessons from a sociological social psychology // The message of social psychology - Cambridge, MA: Blackwell. 1997. PP. 315-327.
63. Taylor, S.E., Wayment, H.A., Carrillo, M. Social comparison, self-regulation, and motivation / Handbook of motivation and cognition. New York. Guilford Press. 1996. РР. 3-27.
64. Taylor, S.E., Wood, J.V., Lichtman, R. R. It could be worse: Selective evaluation as a response to victimization // Journal of SocialIssues. 1983. № 39. РР. 19-40.
65. Thoits, P.A. On Merging Identity Theory and Stress Research // Social Psychology Quarterly. 1991. № 54. РР.101-112.
66. Triandis, H.C. Individualism-collectivism and personality.//Journal of Personality. 2001. № 69. РР. 907-924.
67. Uziel L. Individual differences in the social facilitation effect: A review and meta-analysis // Journal of Research in Personality. 2007. № 41. РР. 579-601.
68. Waterman, A.S. Personal expressiveness: Philosophical and psychological foundations // Journal of Mind and Behavior. 1990. № 11. РР. 47-74.
69. Zajonc, R.B. Social facilitation //Science. 1965. № 149. РР. 269-274.
70. Zajonc, R.B. Compresence // Psychology of group influence. - Hillsdale, NJ: Erlbaum. 1980. РР. 35-60.
Поступила в редакцию 2018-02-06
Опубликована 2018-03-23
Раздел
Психология
Страницы
70-86