ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ

  • Дарья Сергеевна Медведева
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Вера Юрьевна Хотинец
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: речемыслительная деятельность, речевое развитие, интеграция видов мышления, билингвизм, монолингвизм, дошкольный возраст, младший школьный возраст

Аннотация

Обсуждаются результаты эмпирического исследования с целью выявить особенности развития речемыслительной деятельности детей-билингвов дошкольного и младшего школьного возраста и раскрыть возможности ее оптимизации. Проводится сравнительно-сопоставительный анализ речемыслительной деятельности детей с родным русским языком (N=43) и детей с естественным билингвизмом с родным нерусским языком (N=50) дошкольного и младшего школьного возраста. По результатам исследования установлено, что в дошкольном возрасте спонтанный билингвизм отрицательно влияет на речемыслительную деятельность ребенка, в частности, речь и отдельные виды мышления находятся в антагонистических отношениях. Подтверждается гипотеза о том, что речемыслительная деятельность в младшем школьном возрасте детей-билингвов с родным нерусским языком развивается путем интенсивного формирования понятийного речевого мышления. У детей-монолингвов и дошкольного, и младшего школьного возраста, социолизирующихся в русскоязычной среде, этот процесс характеризуется экстенсивным развитием через интеграцию различных видов мышления в процессе специально организованного обучения.

Литература

1. Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте // Умственное развитие детей в процессе обучения: сборник статей. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. С. 53-72.
2. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте // Умственное развитие детей в процессе обучения: сборник статей. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1935. С. 3-19.
3. Выготский Л.С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка // Основы дефектологии. Собр. соч. Т. 5. М., 1983. С. 115-136.
4. Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 2001. - 303 с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное. Собрание трудов. М.: Лабиринт, 2001. 368 с.
6. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. С. 98-99.
7. Ковшиков, В.А, Глухов В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. М.: Астрель, 2007. C. 213-214.
8. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. М.: Изд. центр «Академия», 2002. С. 129-130.
9. Поддьяков А.Н. Сравнительная психология развития Х. Вернера в современном контексте // Культурно-историческая психология. 2007 № 1. С. 63-71.
10. Поддьяков Н.Н. Доминирование процессов интеграции в развитии детей дошкольного возраста // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5. С. 103-111.
11. Пьянкова С.Д. Динамика когнитивной интегрированности в процессе интеллектуального онтогенеза // Психология способностей: современное состояние и перспективы исследований. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. С. 323-325.
12. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. М.: Олма-пресс, 2002.
13. Фельдштейн Д.И. Функциональная нагрузка академии образования в определении принципов и условий развития растущего человека на исторически новом уровне движения общества (доклад на общем собрании РАО 29 октября 2013 г.)// Проблемы современного образования. 2013. № 5. URL: http://pmedu.ru/res/ 2013_5_2.pdf (дата обращения 07.01.2017).
14. Хаскельберг М.Г. Билингвизм. URL: http://abvgd.russian-russisch.info/articles/11.html (дата обращения 07.01.2017).
15. Хотинец В.Ю. Становление поликультурной компетентности старшеклассников в ходе проектно-исследовательской деятельности// Образование и наука. Изв. УрО РАО, 2009. № 10 (67). C. 59-69.
16. Хотинец В.Ю. Развитие поликультурной компетентности старшеклассников в ходе проектно-исследо-вательской деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 5. С. 43-47.
17. Хотинец, В.Ю. Методологические основы этнической и кросскультурной психологии: учеб. пособие. М.: Форум, 2012. 87 с.
18. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2000. 240 с.
19. Чиршева Г.Н. Билингвальная речь // Вестн. Оренбургского гос. ун-та. 2003. № 4. С. 23-29.
20. Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе: Метод. руководство. СПб: Иматон, 2009.
21. Hamers J.F., Blanc M.H. Bilinguality and Bilingualism. 2nd edition Cambridge, UK: Cambridge University Press, 2000. Р. 147.
22. Jong de Ester, J. Effective Bilingual Education: from Theory to Academic Achievement in a Two-Way Bilingual Program // Bilingual Research Journal / Spring, 2002. Vol. 26, № 1. Р. 24-42.
23. Maclntyre P.D., Gardner R.C. Anxiety and Second-Language Learning: Toward a Theoretical Clarification // Language Learning. 2009. № 39. P. 251-275.
Поступила в редакцию 2018-02-08
Опубликована 2018-03-23
Раздел
Психология
Страницы
87-93