ОСНОВАНИЯ СОЗДАНИЯ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЛЕВЫХ УСИЛИЙ ПРИ РЕШЕНИИ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАЧ НА ВНИМАНИЕ
Аннотация
Работа посвящена созданию методики оценки эффективности волевых усилий при решении разноуровневых задач на внимание. Экспериментальная техника основана на идее Струпа, связанной с построением задач, содержащих конфликтную (интерферирующую) информацию. Методика включает задачи на внимания по типу Струпа, ранжированные по сложности (всего 12 рангов по 5 задач на каждый ранг). Возможны два ракурса экспериментального использования методики. Первый вариант включает оценку эффективности волевых усилий и аттенционного ресурса, вовлекаемого с их помощью для решения задач различной сложности. Второй вариант предполагает исследование построения, достижения целей и сопряженных с ними явлений (воли, эмоций, внимания). В работе раскрывается первый вариант использования методики. Вводятся количественные показатели оценки эффективности волевых усилий и связанных с ними ресурса внимания. Обсуждаются сферы применения методики.
Литература
2. Величковский Б.М. Внимание как умственное усилие// Вопросы психологии, 1969, №3, с.172-173.
3. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. Т. 1. М.: Смысл: Изд. центр «Академия», 2006. 448 с.
4. Глазунов Ю.Т., Сидоров К.Р. Степень проявления волевых качеств как мера способности преодоления препятствия на пути достижения цели // Сибирский психологический журнал. 2016. № 61. С. 20-33.
5. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. СПб.: Речь, 2001. 1247 с.
6. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: учеб. пособие. 3-е изд. СПб.: Питер, 2006.
7. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд. СПб: Питер, 2009.
8. Канеман Д. Внимание и усилие / Под ред. А.Н. Гусева. М.: Смысл, 2006. 287 с.
9. Когнитивная психология / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЕРСЭ, 2002. - 480 с.
10. Кох К. Эффект Струпа и его психометрические свойства // Вопросы психологии. 2003. № 6. С. 136-143.
11. Малков Н.Е. Сила нервной системы и концентрация внимания // Вопросы психологии. 1969. № 2. С. 75-83.
12. Наатанен Р. Внимание и функции мозга: Учеб. пособие. М: Изд-во Моск. ун-та, 1998. 560 c.
13. Найссер У. Внимание и проблема емкости // Хрестоматия по психологии. Психология внимания; Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2001. С. 650-670.
14. Общая психология. В 7т.: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. Б.С. Братуся. Т. 4. Внимание / М.В. Фаликман. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 480 с.
15. Cолсо Р. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2002. 592 с.
16. Сидоров К.Р. Количественная оценка продуктивности внимания в методике «Корректурная проба» Б. Бурдона // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2012, вып 4. С. 50-57.
17. Сидоров К.Р. Психодиагностика внимания: Учебно-метод. пособие. Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2017.
18. Ушакова Т.Н. К вопросу о механизмах внимания // Вопросы психологии. 1968. № 2. С. 38-49.
19. Чуприкова Н.И. Психика и психические процессы (система понятий общей психологии). М.: Языки славянской культуры, 2015
20. Шилко Р.С., Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Мнемический эффект Струпа и эффект мнемического улучшения: зависимость от скорости предъявления стимуляции // Психологический журнал. 2006. Т. 27, № 2. С. 69-78.
21. Stroop J.R. Studies of interference in serial verbal reactions // J. Of Exp. Psychology. 1935. Vol. 18. P. 646-662.
Опубликована 2018-03-23