ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РФ

  • Юрий Николаевич Кузьминых
    • Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии Российской Федерации
Ключевые слова: гражданское самосознание, курсант военного вуза, педагогические условия, педагогический подход, педагогический принцип

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования гражданского самосознания курсантов военных вузов войск национальной гвардии Российской Федерации. Потребность формирования гражданского самосознания курсантов обусловлена глубиной, масштабностью и сложностью происходящих изменений в мире, усиливающейся глобализацией современного общества, интернационализацией отношений, обострением миграционных процессов, повышенной конфликтогенностью социума, а также недостаточной разработанностью проблемы формирования гражданского самосознания в психолого-педагогической литературе, применительно к новым историческим условиям. Теоретический анализ научно-методической литературы, изучение педагогического опыта преподавателей, позволили выявить особенности формирования гражданского самосознания курсантов. Сформировать гражданское самосознание невозможно без осознания каждым курсантом самого себя как будущего офицера, важности и значимости своей профессии. В процессе формирования гражданского самосознания курсантов нужно учитывать особенности профессиональной деятельности офицера и подготовки курсантов войск национальной гвардии. Предложен комплекс педагогических условий, реализация которого позволит на основе учёта личностных и образовательных возможностей обучающихся формировать гражданское самосознание. Полученные результаты могут быть использованы в научной и педагогической деятельности с целью повышения качества профессиональной подготовки курсантов.

Литература

1. Артюхина Т.С. Характеристика гражданского самосознания студентов // Казанская наука. 2014. №2. С. 186-188.
2. Белозерцев Е.П., Мязитов Э.Р. Средовой подход к педагогическому образованию офицеров российской армии в контексте вызовов современной эпохи (постановка проблемы) // Известия ВГПУ. 2017. Т. 275. №2. С. 40-46.
3. Концепция кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации в органах внутренних дел (на период до 2020 года). URL: https://17.xn--b1aew.xn--p1ai/slujba/Gosudarstvennaja_grazhdanskaja_ sluzhba/Koncepcija_kadrovoj_politiki_Ministerstv (дата обращения: 17.10.2017).
4. Кузьминых Ю.Н. Уровень развития гражданского самосознания у курсантов I курса военного вуза войск национальной гвардии // Гуманизация образовательного пространства: материалы международной научной конференции. М.: Перо, 2016. С. 557-562.
5. Кузьминых Ю.Н., Козлов О.А. Специфика гражданского самосознания курсантов вузов войск национальной гвардии Федерации // Государственная служба. Т. 19. № 2(106). С. 64-67.
6. Павленко Л.И. Формирование гражданского самосознания специалиста социальной сферы в процессе его профессионализации: На материалах исторического краеведения: дис.. канд. пед. наук. М., 2002. 208 с.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». URL: http://government.ru/ docs/21341/ (дата обращения: 17.10.2017).
8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под ред. В.А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2013. 576 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2016 № 1614. URL: http://минобрнауки.рф/ документы/9585 (дата обращения: 17.10.2017).
10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165887/ (дата обращения 17.10.2017)
11. Федеральный закон РФ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» от 3.07.2016 г. № 226-ФЗ. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/40960 (дата обращения: 17.10.2017).
12. Фокина И.В. К определению понятия «гражданское самосознание» // Национальная безопасность. Nota Bene. 2012. № 1 (18). С.133-136.
13. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Собр. соч.: в 11 т. М.; Л., 1948. Т. 2. С. 69-166.
14. Шакурова М.В. Формирование российской гражданской идентичности личности: проблема педагога // Педагогика. 2014. № 3. С.83-91.
15. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. СПб.: Лань, 1999. 524 с.
Поступила в редакцию 2018-02-19
Опубликована 2018-03-23
Раздел
Педагогика
Страницы
105-111