ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ В ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ: ИТАЛЬЯНСКАЯ МОДЕЛЬ

  • Любовь Ивановна Первина
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
  • Надежда Викторовна Филичева
    • Университет ИТМО (Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий механики и оптики)
Ключевые слова: итальянская проектная культура, система дизайнерского образования, проблемы профессионализации, национальное своеобразие

Аннотация

В статье представлен послевоенный период развития дизайна в Италии. В период восстановления разрушенных войной промышленности и социальной сферы развивается новый вид деятельности. Возникает потребность в системе образования, способной создать условия для формирования нового профессионала. Уровень, темпы, содержание новой культуры - проектной - развивались в рамках Триеннале - выставки архитектуры и дизайна. В статье рассмотрена история выставки, которая связана с решением проблем итальянской проектной культуры. Рассматриваемый период развития демонстрирует отсутствие системы и системных подходов в дизайнерском проектировании. Только в 1956 г. создана Ассоциация промышленного дизайна (ADI). ADI, возлагая надежды на единую систему дизайнерского образования, создает Высшие курсы промышленного дизайна в 1960 г. в Венеции, в 1962 г. - во Флоренции и в 1964-м в Риме. Но и в сфере образования не сформировалась единая стратегия. В этой ситуации на выставке 1972 г. в Нью-Йорке итальянский дизайн переживает настоящий международный триумф, представ оригинальным, самостоятельным и состоявшимся явлением. Это явление представлено как феномен национального своеобразия: экономическая отсталость, отсутствие профессионального признания, сила традиций, слабость рационализма способствовали формированию духа эксперимента, предложения нестандартных решений; неорганизованность и профессиональная неопределенность компенсировались прочными связями с проектной и художественной культурой; основной силой явилась фигура художника-универсала, в практике которого в оригинальной форме воспроизводится его творческая концепция.

Литература

1. Аронов В.Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна / Под ред. В.Ф. Сидоренко. М.: Труды ВНИИТЭ, 1992. 121 с.
2. Глазычев В.Л. Дизайн как он есть. 2-е изд., доп. М.: Европа, 2010. 320 с.
3. Курьерова Г.Г. Итальянская модель дизайна // «Дизайн в Италии» и «итальянский дизайн». М.: Труды ВНИИТЭ, 1993. С. 11-57.
4. Сто дизайнеров Запада / Под ред. О.И. Генисаретского. М.: Труды ВНИИТЭ, 1994. 215 с.
5. Филичева Н.В. Трансформация художественной образности в культуре модернизма. СПб.: Таро, 2011. 320 с.
6. Fossati P. Il design in Italia: 1945-1972. Torino: Giulio Einaudi ed., 1972. 268 с.
7. Gregotti V. Il disegno del prodotto industriale: Italia 1860-1980 / Vittorio Gregotti; contributi di Giampiero Bosoni, Manolo De Giorgi, Andrea Nulli. Milano: Electa, 1982. 376 с.
8. Gregotti V. Italian design 1946-1971. Seconda parte: 1952-1964 // Casabella. 1972. № 371.
9. A/I/S/ DESIGN associacione Italiana Storici del Design. URL: http://www.aisdesign.org/aisd/tag/triennale-di-milano. ARCHIVO TAG: ТRIENNALE DI MILANO. (Дата обращения: 23.08.2017).
Поступила в редакцию 2018-02-08
Опубликована 2018-03-23
Раздел
Педагогика
Страницы
112-118