ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННЫМ УНИВЕРСИТЕТАМ

  • Наталья Сергеевна Ладыжец
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: университеты, глобальные вызовы, высшее образование, общество, современные социальные теории, рефлексия, рефлексивная модернизация, конструирование будущего, управление рисками, глокализация, перспективное мышление

Аннотация

Выделены типы взаимодействия образования и общества, а также показано, как глобальные вызовы современной высшей школе разрушили эти типологические разграничения. Основные проблемы рефлексивного изучения, деконструкции и реконцептуализации социальных теорий оказываются связаны с переопределением современности. Глобальные вызовы и проблемы уже не решаются с позиций интересов отдельных национальных государств и даже их объединений. Общество риска оказывается ориентировано на конструирование неопределенного будущего. Процессы производства и накопления рисков стратифицируются и ведут к еще большему расслоению общества. Социальное все в большей степени оказывается подвержено рефлексивности. По Э. Гидденсу, именно рефлексивная модернизация позволяет управлять рисками и неопределенностью, пересобирая стратегии, экспертные системы, удостоверенные социальные структуры и институты. И здесь существенная роль отводится университетам, порождающим и развивающим культуру рефлексивного анализа, переосмысления и действия. Результатом становится ситуация двойной герменевтики - двойного понимания. Это означает, что действующие субъекты или институты, располагающие собственными целями и обоснованиями деятельности, могут познакомиться с пониманием этих процессов экспертами или исследователями и скорректировать свои собственные позиции и действия. В статье приводятся примеры актуализации таких практик в системе глобального высшего образования, акцентируются основные вызовы современному европейскому высшему образованию и задачи управления европейскими университетами. Также анализируются термин «глокализация» и соответствующий концепт Ф. Пател, рассматриваемые как приходящие на смену «интернационализации» vs «локализации». Продвижение идеи глокализации направлено на формирование в реальном мире перспективного мышления в отношении возможностей объединения глобальных и локальных сообществ, с выходом на социально ответственные перспективные межкультурные коммуникации и c ориентацией на принципы гласности, открытости, справедливости, разнообразия, инклюзивности и устойчивости.

Литература

1. Ладыжец Н.С. Философия и практика университетского образования. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1995. 256 с.
2. Смерть университета: Майкл Стронг о свободе от учебных программ и субкультурах знаний // Theory&Practice, 16 июня 2015 г. URL: https://theoryandpractice.ru/posts/9364-university-is-dead.
3. Иглтон Т. Медленная смерть университета. URL: http://scepsis.net/library/id_3672.html.
4. Ридингс Б. Университет в руинах. М.: Изд. дом гос. ун-та - ВШЭ, 2010. 304 с.
5. Brown R. Does higher education contribute to rising inequality? // University World News. 2017. 29 September. № 476. URL: http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20170928160228827.
6. Бауман З. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008. 240 с.
7. Бауман З. Текучая модерность: взгляд из 2011 года (публичная лекция в рамках проекта «Публичные лекции "Полит.ру"»). М., 21 апреля 2011 г. URL: http://gtmarket.ru/laboratory/doc/4992.
8. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.
9. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь Мир, 2004. 120 с.
10. Dennis M. Luring overseas students in a more nationalist world. // University World News. 06 October 2017. Issue No:477. URL: http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20170926141238242.
11. Sursock A. Trends 2015: Learning and Teaching in European Universities. Brussels: European University Association, 2015. 133 p.
12. Patel F. Internationalisation of HE needs to be replaced // University World News. 29 September 2017. Issue No:476. URL: http://www.universityworldnews.com/article.php?story=20170927101224475.
13. Patel F. Deconstructing internationalization: Advocating glocalization in international higher education // Journal of International and Global Studies. Apr. 2017. Vol. 8, Number 2. P.64-82. URL: http://www.lindenwood.edu/files/resources/64-82-deconstructing-internationlization.pdf.
14. Patel F. International Higher Education as Catalyst for Social Change. Journal of Education Leadership in Action Vol. 4. Iss. 2 Retrieved from http://www.lindenwood.edu/academics/beyond-the-classroom/publications/journal-of-educational-leadership-in-action/all-issues/volume-4-issue-2/faculty-articles/patel/
15. Roudometof V. Glocalization: A critical introduction. Routledge Studies in Global and Transnational Politics. New York: Routledge, 2016. 188 p.
16. Garcia F.L. Building bridges not walls will bring greater innovation // University World News: The Global Window of Higher Education. 10 February 2017. Iss. No:446.
Поступила в редакцию 2017-10-09
Опубликована 2017-10-25
Раздел
Социология
Страницы
249-254