«МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПОВОРОТ» В СОЦИАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ И «НЕОСЯЗАЕМОЕ КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ»

  • Виктор Леонидович Круткин
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: объектификация, артефакт, материальность, имматериальность, ландшафт, телесность, репрезентативность, презентативность

Аннотация

Рассматривается природа артефактов, роль социокультурной материальности в формировании культурного ландшафта. Артефакты - это такие аспекты социальной жизни, в которых деятельность объектифицируется. Артефакты осуществляют как упорядочивание мира, так и упорядочивание человека. В этом состоит их материальность. В социальных исследованиях, верных «материальному повороту», отклоняется противопоставление субъекта и объекта, активностью наделяются не только люди, в этом подходе вещи перестают пониматься как пассивные. Человек понимается как существо, порождающее и порожденное культурой. Он перестает пониматься как существо, наделенное вечной и неизменной сущностью, это конструирующее и конструируемое существо, такова же и природа создаваемого им культурного ландшафта. Изменчивость ландшафта и человека связаны. Артефакты в социальной жизни вовлекаются в систему многообразных обменов, они играют важную роль в появлении дискурсивных и презентативных средств коммуникации. «Материальный поворот» позволяет оценить близость и различие вещественных и невещественных артефактов. Подход к ним с этих позиций демонстрирует единство осязаемого и неосязаемого, видимого и невидимого. Вещественное и невещественное уже не синонимы материального и нематериального. У социокультурной материальности нет альтернативы. Уточнения в понятии материальности позволяют по-новому рассматривать культурный ландшафт. Гуманитарная составляющая нашего окружения отнюдь не отменяет природной составляющей, не превращает культурный ландшафт в структуралистский текст, подлежащий чтению. Культурный ландшафт не отменяет устава физической географии, это по-прежнему сфера земли и воды, неба и гор, но теперь мы видим на них печать былого отвоевания и защиты, освоения и преобразования. Открывается важность поэтического, религиозного, метафизического осмысления этого ландшафта, который выступает местом рождения человека и его последнего покоя. В международных документах говорится о важности защиты «неосязаемого культурного наследия», образующего особую область чувственной телесной материальности. «Неосязаемое наследие» - важная сфера культурного ландшафта, это область живого опыта, связанного с поддержанием и изменением идентичности людей и традиций их культуры.

Литература

1. Гибсон Д. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988. С. 204.
2. Завгарова Ф.Х. О проблеме сохранения нематериального культурного наследия // URL: gazya.ru›nuda/o-probleme-sohraneniya…main.html.
3. Зенкин С.Н. Небожественное сакральное// Новое литературное обозрение. 2009. 97c.
4. Ионин Л.Г.Материальная культура // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М.: Мысль, 2010. Т. II. C. 348.
5. Каргин А.С. Костина А.В. Сохранение нематериального культурного наследия народов РФ как приоритет культурной политики России в XXI веке // Культурная политика. 2008. №3. С. 59-71.
6. Конвенция ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия» (2003). Париж, 17 октября 2003 г. Режим доступа: URL: http:// www.lawmix.ru/abro.php?id=1931.
7. Круткин В.Л. Социокультурная материальность в антропологии Дэниела Миллера // Журнал социологии и социальной антропологии. 2017. №1. Т. ХХ №1 (89). С. 149-165.
8. Курьянова Т. С. Нематериальное наследие: этапы становления термина и явление // Вестн. Томского гос. ун-та. Вып. № 362 / 2012
9. «Незамеченные революции» Форум //Антропологический форум / под ред. Байбурина А. 2015. № 24. С.7-94.
10. Российская антропология и “онтологический поворот”/ отв. ред. С.В. Соколовский. М.: ИЭА РАН, 2017. 404 с.
11. Социология вещей: сб. статей / под ред. В. Вахштайна. М.: Изд. дом «Территория будущего», 2006. 392 с.
12. Рагулина М.В. Культурный ландшафт в новой культурной географии //Современные проблемы науки и образования. Вып. № 6. 2014.
13. Холопов Ю.Н. О формах постижения музыкального бытия // Вопросы философии. 1993. №4. С.112.
14. Appadurai A. Introduction: commodities and the politics of value. / The social life of things. Commodities in cultural perspective. Ed.by Appadurai A. University of Pennsylvania. Cambridgem, 1980.
15. Belting H. Image, Medium, Body // Critical Inquiry. Winter, 2005. P. 313.
16. Convention for the safeguarding of the intangible cultural heritage Paris, 17 October 2003 // URL: unesdoc.unesco.org›images/0013/001325/132540e.pdf
17. Gell A. Technology and Magic// Anthropology Today, Vol. 4. Iss. 2 (Apr., 1988). P.7-8.
18. Lenzerini F. Intangible Cultural Heritage: The Living Culture of Peoples// The European Journal of International Law Vol. 22 no. 1. Р. 101-120.
19. Leroi-Gourhan, A. Gesture and Speech/ Translated by A. Bostock Berger. Cambridge, MA: October, 1993.
20. Leonardi PM. Digital materiality? How artifacts without matter, matter // First Monday. Volume 15, Number 6 - 7 June 2010. URL: http://firstmonday.org/article/view/3036/2567#author.
21. Miller D. Material Culture and Mass Consumption. Basil Blackwell: Oxford, 1987.
22. Miller D. Artefacts and the meaning of things // Companion encyclopedia of anthropology / ed. by Tim Ingold. London; New York: Routledge, 1994. P. 396-420.
23. Munn, Nancy D. Symbolism in a Ritual Context: Aspects of Symbolic Action. In Handbook of Social and Cultural Anthropology. John J.Honigmann, ed. Chicago: Rand McNally, 1974. P. 579-612.
24. Tilley C. Introduction. Identity, Place, Landscape and Heritage //Journal of Material Culture - Volume 11, Number 1-2, Jul 01, 2006.
25. Coaxing ritual for camels. URL: https://www.youtube.com/results?search_query=Coaxing+ritual+ for+ camels.
Поступила в редакцию 2017-06-07
Опубликована 2017-06-30
Раздел
Социология
Страницы
141-149