СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ: КИТАЙСКИЕ СТУДЕНТЫ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ

  • Наталья Леонидовна Антонова
    • ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Ключевые слова: социальные сети, социальный капитал, сетевой капитал, иностранные студенты, этническая идентичность, эго-акторы, университет

Аннотация

В статье рассматриваются социальные сети, которые формируют учебные мигранты из Китая. Увеличение доли иностранных студентов в российских вузах стимулирует необходимость обращения к осмыслению функционирования этой группы в новой системе. Одним из методологических инструментов исследования может стать анализ сетей, позволяющий дать более широкое и обоснованное представление о структуре и типах социальных связей, которые формируют и воспроизводят образовательные мигранты. Объектом нашего исследования выступили китайские студенты, получающие образование в Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Всего опрошено 20 студентов из КНР. При обработке материалов интервью был использован метод тематических сетей. Результаты исследования показывают, что студенты, как эго-акторы, формируют такие социальные сети, как этническая, учебная, бытовая, родственная. Эти сети не имеют четких границ. Самой большой социальной сетью является учебная, в нее включены как иностранные, так и российские студенты, а также профессорско-преподавательский состав и административные структуры университета. Этнонациональный фактор становится ведущим в процессе формирования социальных сетей. Социальные сети служат приращению социального капитала студента, а включение в этнонациональную сеть способствует сохранению этнической идентичности. Для представителей китайской общности характерны ценности коллективизма, отсюда иноязычное социокультурное пространство становится источником отчуждения, вызывая чувство беспомощности. Этническая сеть является условием адаптации к новой среде. Получение высшего образования для китайских студентов - это форма инвестиций в становление успешной профессиональной мобильности, социальные связи и отношения - инструмент интеграции в новую иноязычную среду.

Литература

1. Россия в цифрах. 2017: крат. стат. сб. / Росстат. M., 2017. 511 с.
2. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». URL: https://минобрнауки.рф/проекты/1355/файл/9551/pasport_-_opublikovannyi.pdf (дата обращения: 15.08.2018).
3. Сотрудничество между СССР и КНР в конце 1940-х - начале 1950-х гг. URL: http://ru.apircenter.org/archives/ 1561 (дата обращения: 12.08.2018).
4. Чжу Ж. Особенности китайской картины мира // Вопросы психолингвистики. 2015. № 1. С. 233-237.
5. Заякина Р., Ромм М. Сетевой подход: между топологиями пространства и формы // Социологическое обозрение. 2017. Т. 16, № 2. С. 163-179.
6. Князева Е.И. Сетевая теория в современной социологии // Социология. 2006. № 2. С. 82-88.
7. Ушкин С.Г. Социология социальных сетей: ретроспективный анализ // Социологический журнал. 2013. № 1. С. 94-110.
8. White H.S. Identity and control: How social formations emerge. 2nd ed. Princeton NJ: Princeton University Press, 2008.
9. Градосельская Г.В. Сетевые измерения в социологии. М.: Изд. дом «Новый учебник», 2004.
10. Bourdieu P. The Forms of Capital / Education: Culture, Economyand Society. A.H. Halsey (ed). New York: Oxford University Press, 1986. P. 46-58.
11. Коулман Д. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. C. 121-139.
12. Трофимова Н.М., Трофимова Н.Б. Межкультурное общение студентов педвуза // Психология образования: проблемы и перспективы: материалы первой международной научно-практической конференции. М., 2004. С. 346-347.
13. Kenny M., Stryker S. Social Network Characteristics and College Adjustment among Racially and Ethnically Diverse First-Year Students // Journal of College Student Development. 1996. № 37 (6). P. 649-658.
14. Marvasti A.B. Qualitative Research in Sociology. London, UK: Sage, 2004.
Поступила в редакцию 2018-08-27
Опубликована 2018-09-21
Раздел
Социология
Страницы
282-287