СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ СОВРЕМЕННОЙ ТЕЛЕРЕКЛАМЫ БАНКОВ НА КРЕДИТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ РОССИЯН

  • Алла Викторовна Федулова
    • Высшая школа современных социальных наук (факультета) МГУ имени М.В. Ломоносова
  • Анастасия Валерьевна Винокурова
    • Высшая школа современных социальных наук (факультета) МГУ имени М.В. Ломоносова
Ключевые слова: кредитное поведение, россияне, телевизионная банковская реклама, социально-коммуникативное воздействие на потребителей

Аннотация

В статье рассматриваются проблемы дисфункционального воздействия телевизионной рекламы банковских кредитных услуг на российского потребителя. На основе данных контент-анализа телероликов и интернет-опроса российских телезрителей проанализированы социально-коммуникативные технологии, используемые в российской рекламе банковского кредитования. Выявлены рекламные стратегии, мифы, символы и стереотипы, продвигающие необходимость получения банковского кредита независимо от финансовых возможностей человека для достижения экономического и психологического благополучия.

Литература

1. Барт Р. Мифологии. М.: Академический проект, 2010. 352 с.
2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.
3. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 2001. 348 с.
4. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Либроком, 2011. 368 с.
5. Верховин В.И. Экономическое поведение как предмет социологического анализа. URL: http://www.ecsocman.hse.ru (дата обращения 30.01.2018).
6. Гавра Д.П. Социально-коммуникативные технологии: сущность, структура, функции // Оптимальные коммуникации. 28.02.2010. URL: https://jarki.ru (дата обращения: 17.01.2018)
7. Доклад Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки на заседании Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. URL: http://www.genproc.gov.ru/smi/news/news-1078221/ (дата обращения: 30.01.2018).
8. Еремина Н. Москве не хватает на шоппинг, России - на еду. URL: https://www.gazeta.ru/business/2017/10/06/ 10920080.shtml/ (дата обращения: 06.10.2017).
9. Исследование: главные тренды банковского рынка. TNS Media Intelligence, 2013-2017 гг. Digital Mind estimation. URL: http://www.cossa.ru/trends/183730/ (дата обращения: 22.01.2018).
10. Карпова С.В., Рожков И.В. Развитие рынка финансовых услуг на основе совершенствования маркетинговых инструментов. Маркетинг в России. 2018. Справочник Гильдии маркетологов / под общ. ред. И.С Березина. Чебоксары: АО «ИПК «Чувашия», 2018. С. 149.
11. Крепелин Э. Введение в психиатрическую клинику. М.: Бином, 2009. 493 с.
12. Кривобок Р. В России вырос спрос на микрокредиты. URL: https://1prime.ru/state_regulation/20180311/ 828586043.html (дата обращения: 11.03.2018).
13. Ланоев О. Кредитная зависимость: почему возникает и как с ней бороться? URL: https://lombard-capital.ru/ blogs/kreditnaya-zavisimost-pochemu-voznikaet-i-kak-s-ney-borotsya/ (дата обращения: 22.02.2018).
14. Липпман У. Общественное мнение. СПб.: Питер, 2008. С. 97.
15. Луман Н. Реальность массмедиа / пер. с нем. А.Ю. Антоновского. М.: Праксис, 2005. 256 с.
16. Объем кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных организациям, физическим лицам и кредитным организациям. URL: http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=bank_system/4-31_17.htm &pid=pdko_sub&sid=dopk (дата обращения: 20.02.2018).
17. Персональные кредитные портфели российских заемщиков. URL: http://www.bki-okb.ru/corp/analitika/ personalnye-kreditnye-portfeli-rossiyskih-zaemshchikov (дата обращения: 06.02.2018).
18. Пирс Ч.С. Что такое знак? // Вестн. Томского гос. ун-та. Сер. Философия. Социология. Политология. 2009. № 3 (7). С. 88-95.
19. Рейтинги банков. URL: http://www.banki.ru/banks/ratings/ (дата обращения: 04.01.2018).
20. Самофалова О. Россияне перестали экономить и вернулись к практике жизни в долг. URL: https://vz.ru/ economy/2018/1/17/903771.html (дата обращения: 17.01.2018).
21. Стребков Д.О., Грибанова О.Б. Развитие системы кредитования в России: анализ потребностей и предпочтений населения // Экономическая социология (электронный журнал). 2008. Т. 4, № 4. С. 37-42.
22. Уровень номинальной кредитной нагрузки россиян по итогам I пол. 2017 г. URL: http://www.bki-okb.ru/corp/ analitika/uroven-nominalnoy-kreditnoy-nagruzki-rossiyan-po-itogam-i-pol-2017-g (дата обращения: 20.09.2017).
23. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/ rosstat/ru/ (дата обращения: 20.01.2018).
24. Lasswell H.D. // International encyclopedia of the social science / ed. by D.L. Sills N.Y.: Free press, 1979. P. 405-411.
25. Parsons T. The Social System. L.: Routlege & Kegan Ltd., 1951.
Поступила в редакцию 2018-08-31
Опубликована 2018-09-21
Раздел
Социология
Страницы
288-302