ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ УЧЕНЫХ НОВОСИБИРСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА

  • Ирина Александровна Крайнева
    • Институт систем информатики им. А.П. Ершова СО РАН
  • Наталья Александровна Куперштох
    • Институт истории СО РАН
Ключевые слова: Сибирское отделение РАН, Новосибирский научный центр, ученые-лидеры СО РАН, научные школы Новосибирского Академгородка, научное наследие, городская идентичность, социальная роль науки, история и социология науки

Аннотация

Проект «Академгородок 2.0» призван придать новый импульс развитию Новосибирского научного центра (ННЦ) СО РАН. Тем не менее он актуализировал интерес к истории и деятельности выдающихся ученых СО РАН. В конце 50-х гг. XX века создание комплексного научного центра в Новосибирске осуществилось благодаря нескольким факторам. Один из них - участие когорты ученых, которые обеспечили «прорыв» в фундаментальной науке, внедрение инноваций в промышленность, подготовку кадров по новым специальностям. Ныне их имена вошли в историю мировой науки. Научные результаты стали неотъемлемой частью научного наследия, важнейшим компонентом которого являются прежде всего научные школы. Именами многих ученых названы институты, улицы, проспекты, аудитории вузов в Новосибирске. Научное наследие становится неотъемлемой составляющей формирования городской идентичности, культурной жизни города и региона. В статье представлены основные подходы к изучению научного наследия выдающихся ученых ННЦ. Она открывает цикл публикаций о феномене Новосибирского Академгородка и его выдающихся ученых - основателях институтов, научных школ и новых научных направлений.

Литература

1. Артемов Е.Т. Научно-техническая политика в советской модели позднеиндустриальной модернизации. М.: РОССПЭН, 2006. 256 с.
2. Богомолова Т.Ю. Новосибирская экономико-социологическая школа Т.И. Заславской - феномен места // ЭКО. 2014. № 5. С. 15-26.
3. Водичев Е.Г. Наука на Востоке СССР в условиях индустриализационной парадигмы. Новосибирск: НП «Академическое изд-во “Гео”», 2012. 348 с.
4. Водичев Е.Г., Куперштох Н.А. Формирование этоса научного сообщества в новосибирском Академгородке, 1960-е годы // Социологический журнал, 2001. № 4. С. 41-65.
5. Водичев Е.Г., Куперштох Н.А. Первое десятилетие истории Новосибирского научного центра: институционные коллизии и судьбы научных лидеров // Социологический журнал. 2002. № 2. С. 58-75.
6. Ильин В.П. Сибирская информатика: школы Г.И. Марчука, А.П. Ершова, Н.Н. Яненко // История информатики в России: ученые и их школы / сост. В.И. Захаров, Р.И. Подловченко, Я.И. Фет. М.: Наука, 2003. С. 340-364.
7. Крайнева И.А. Феномен исторической идентичности в поле науки // Роль архивов в информационном обеспечении исторической науки: сб. ст. / авт.-сост. Е.А. Воронцова; отв. ред. В.Ю. Афиани, Ю.А. Петров. М., 2017. С. 374-386.
8. Крайнева И.А. Научное наследие советских ученых в электронных архивах СО РАН: Мастер. Проповедник. Лидер. Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2018. 386 с.
9. Кузнецов И.С. Новосибирский Академгородок в 1968 году: «Письмо сорока шести». Документальное исследование. 2-е изд., испр. и доп. Новосибирск: ООО «Офсет-ТМ», 2015. 468 с.
10. Куперштох Н.А. Научные школы России и Сибири: проблемы изучения // Философия науки. 2005. № 2 (25). С. 93-106.
11. Куперштох Н.А. История сибирской школы информатики академика А.П. Ершова как научно-образователь-ного феномена // Модернизация российского образования / под ред. О.В. Зиневич. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2005. Т. XVII. (Труды, приложение к журн. «Философия образования»). С. 377-383.
12. Куперштох Н.А. Научные центры Сибирского отделения РАН. Новосибирск: Академическое изд-во «Гео», 2006. 441 с.
13. Куперштох Н.А. Очерки о лидерах академической науки Сибири. Ч. 1. Новосибирск: Академич. изд-во «Гео», 2011. 155 с.
14. Мертон Р.К. К теории референтно-группового поведения // Референтная группа и социальная структура / под ред. С.А. Белановского. М.: Институт молодежи, 1991. С. 3-105.
15. Наука, образование, музеи: формы освоения наследия: сб. науч. ст. / отв. ред.: В.А. Ламин, О.Н. Труевцева, О.Н. Шелегина. Барнаул, Новосибирск, 2016. 204 с.
16. Покровский Н.Н., Запорожченко Г.М., Шелегина О.Н. Достопримечательное место «Новосибирский Академгородок»: научное и историко-культурное наследие. Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2018. 162 с.
17. Шелегина О.Н., Куперштох Н.А., Запорожченко Г.М., Покровский Н.Н. Идентичность локальных научных сообществ: опыт формирования и трансляции (по материалам Новосибирского научного центра СО РАН) // Гуманитарные науки в Сибири. 2016. Т. 23. № 3. С. 117-122. DOI: 10.15372/HSS20160321
18. Шола Т.С. Мнемософия. Эссе о науке публичной памяти. Ростов Великий: ИКОМ России; «Ростовский кремль», 2017. 320 с.
19. Ярошевский М.Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского, Г. Кребера, Г. Штейнера. М., 1977. С. 7-97.
20. Josephson P.R. New Atlantis Revised: Akademgorodok, the Siberian city of science. 1997 Princeton University Press. 351 p.
21. Kupershtokh N., Apolonskiy A. Physics in Novosibirsk and Akademgorodok // J. Physics in Perspective. 2014. No. 16. P. 250-276. DOI: 10.1007/s00016-014-0138-4
22. Kupershtokh N.A., Bykovskaya E.F. Iinstitute of Thermophysics Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences: the History of six Decades // Interfacial Phenomena and Heat Transfer. 2018. Vol. 6. No. 2. Pp. VII-XXI. DOI: 10.1615/InterfacPhenomHeatTransfer.2018029666
23. Tatarchenko K.A. A House with the Window to the West: The Akademgorodok Computer Center, 1958-1993. A dissertation presented to the faculty of Princeton university in candidacy for the degree of doctor of philosophy. Adviser: Professor Michael D. Gordin. Princeton, NJ: Princeton University: 2013. 405 p.
Поступила в редакцию 2019-03-01
Опубликована 2019-03-02
Раздел
Социология
Страницы
7-13