ЦЕННОСТИ ПАТРИОТИЗМА И ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА В ЮГРЕ)

  • Михаил Юрьевич Мартынов
    • БУ ВО «Сургутский государственный университет»
  • Виктория Сергеевна Пуртова
    • БУ ВО «Сургутский государственный университет»
Ключевые слова: патриотизм, гражданская идентичность, общенациональная идеология, гражданственность

Аннотация

Интерпретируются результаты социологического опроса, проведенного в Ханты-Мансийском автономном округе. Описывается методология исследования, раскрывается содержание концепта «патриотизм». Патриотизм рассматривается авторами как специфическое социально-политическое отношение, формирующее особое состояние общественного сознания и политического чувства, направленное на выполнение гражданского долга перед государством и его институтами. По результатам социологического опроса анализируются особенности формирования гражданской идентичности и ценностей патриотизма в сознании разных социальных групп региона. Отмечается, что патриотические установки в сознании респондентов достаточно устойчивы. В то же время самоидентификация респондентов по признаку «патриот - не патриот» позволила выделить три основных группы респондентов и проанализировать их установки в отношении смыслового наполнения концепта «патриотизм». Проанализирована социальная и демографическая структура каждой их этих групп. Анализируются сходства и различия ценностных ориентаций у респондентов выделенных групп. Особое внимание уделяется отношению к государству и его институтам, отношению к гражданскому долгу, степени личной общественно-политической ответственности респондентов. В сознании респондентов патриотизм в первую очередь ассоциируется с гордостью за страну, в особенности за достижения в историческом прошлом. Внешнеполитические успехи России и укрепление обороноспособности армии также вызывают позитивные чувства у респондентов. В то же время большинство респондентов считают, что острые проблемы в социально-экономической сфере, связанные с падением уровня жизни населения, социальным неравенством и неэффективностью органов власти не дают повода для гордости. Сделан вывод о наличии зависимости между оценкой действий властей и государства и патриотичностью респондента. Проанализированы идентификационные связи по гражданскому, региональному и местному уровню. Результаты исследования свидетельствуют, что респонденты с патриотическими установками в большинстве своем связывают свою дальнейшую жизнь с автономным округом.

Литература

1. Абрамов А.В. Современный российский патриотизм как маркер гражданской идентичности личности и общества // Вестник МГОУ. Сер. История и политические науки. 2014. № 3. С.215-221.
2. Гузенкова Т.С. Патриотизм, глобализация и национальное государство: взаимодействие и противоречие // Патриотизм как идеология возрождения России: сб. ст. и докл. М.: РИСИ, 2014. 260 с.
3. Встреча с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодежи http://www.kremlin.ru/events/president/news/16470 (дата обращения 29.08.2018).
4. Встреча со студентами юридических вузов Москвы 2013 г. http://kremlin.ru/events/president/news/19778 (дата обращения 29.08.2018).
5. Тихомиров Г.А. Социально-философское исследование феномена патриотизма: автореферат дис. … канд. филос. наук. Чебоксары: Чуваш. гос. ун-т им. И.Н. Ульянова, 2008. 21 с.
6. Парашин А.Ю. Патриотизм: историко-социологический анализ: автореферат дис. … канд. социол. наук. М.: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, 2007. 22 с.
7. Орлов И.Б. Патриотизм в истории России: государственная идеология и ценностный потенциал. https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/165314401 (дата обращения 29.08.2018).
Поступила в редакцию 2018-09-19
Опубликована 2019-03-02
Раздел
Социология
Страницы
14-19