ГОРОД В ВОСПРИЯТИИ ГОРОЖАН: ОТ СТАРОГО ДО СТАРИННОГО

  • Оксана Александровна Борисова
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: город, городское пространство, восприятие города, конструирование туристического пространства города

Аннотация

На сегодняшний день существует множество конкурирующих определений категории «город». Базовые, исторически сложившиеся концепции определяют город через сообщество и через особое пространство. Попытки определения города собственно как предмета исследования все еще продолжаются. С позиции социологии город характеризуется социальными субъектами и их взаимосвязями. Специфика городского пространства определяется соотношением социального и физического в городском пространстве. В статье представлен проект изучения городской среды методом фокус-групповых интервью. Приводятся результаты исследования, проведенного Центром социальных исследований УдГУ в мае 2018 г.: восприятие городского пространства Сарапула. Проект представлен серией фокус-групп в двух возрастных сегментах: 18-30 лет и 31-50 лет. Было проведено по две фокус-группы в каждом возрастном сегменте. В качестве участников привлекались люди, которые не живут постоянно в городе Сарапуле, но регулярно его посещают. Уникальность Сарапула воспринимается в контексте имеющихся природных ресурсов, а так же культурно-исторического наследия. Ассоциативное поле, связываемое участниками фокус-групп с городом Сарапулом, в разных возрастных группах схожее. Оно делится на три смысловых сегмента: малая родина, уютное место отдыха и глухая провинция. По результатам проведения фокус-групповых исследований можно выделить две концепции восприятия Сарапула. С одной стороны, Сарапул - это старый купеческий город (в том или ином формате историческая составляющая города является определяющей), с другой - город-завод. Происходящие на сегодняшний день изменения в городском пространстве Сарапула - выстраивание туристического пространства города посредством формирования определенных туристических мест и достопримечательностей - не воспринимается как некая общая и очевидная модель, скорее как отдельные куски мозаики.

Литература

1. Беркинг Х. Города, как людей, узнаешь по походке // Собственная логика городов: Новые подходы в урбанистике / под ред. Х. Бергинга и М. Лев. М.: Новое лит. обозрение, 2017. С. 17-39.
2. Стил К. Голодный город. Как еда определяет нашу жизнь. М.: Strelkapress, 2016. 456 с.
3. Чернявская О.С. Включенность горожан в социальное пространство современного города (на примере Нижнего Новгорода): автореф. дис. … канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2013. 30 с.
4. Бунич Е.А. Методы изучения восприятия городского пространства // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2012. № 6. С. 43-47.
5. Веселкова Н.В. Ментальные карты города: вопросы методологии и практика использования // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2010. № 31. С. 5-29.
6. Орлова В.В., Иванова Е.С. Ментальные образы города Томска (на примере студентов университета) // Вестник СПбГУ. 2014. Серия 12, вып. 1. С. 99-108.
7. Обраменко О.А., Терентьева Н.Н. Фокусированное интервью по Роберту Мертону: особенности и критерии эффективности метода // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2018. № 6. С. 74-90.
Поступила в редакцию 2018-09-11
Опубликована 2019-03-02
Раздел
Социология
Страницы
24-29