ТЕЛЕКАНАЛ «РОССИЯ 1» КАК ПРОВОДНИК ПОЛИТИКИ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

  • Юлия Валерьевна Сурсанова
    • Пермский государственный национальный исследовательский университет
Ключевые слова: политика идентичности, российская политическая идентичность, телеканалы, телемедийное пространство, «Россия 1», «РЕН ТВ», «Дождь», классифицирующее основание, значимый иной

Аннотация

В статье анализируется политика идентичности, проводимая современным российским государством через телеканал «Россия 1». При помощи контент-анализа итоговых еженедельных новостных передач автор реконструирует идентификационное пространство «мы-они», предлагаемое государственными акторами. Анализ производится в сравнительном контексте с двумя другими российскими телеканалами - «Дождь» и «РЕН ТВ» - на материале декабря 2011 и декабря 2012 годов - периода начала и конца так называемого «протестного года», когда, с одной стороны, наличие различных интерпретаций российской политической идентичности проявилось наиболее ярко, а с другой - в федеральном телемедийном пространстве еще присутствовали другие значимые телеканалы, помимо «России 1». Автор анализирует политику идентичности в двух измерениях - «внутреннем» и «внешнем», - отражающих представления акторов о том, кто есть «мы», а кто «они». Во внешнем измерении поиск производился по следующим категориям: страны, международные организации, иные участники международных отношений. Во внутреннем измерении единицей поиска стала тема «Классифицирующее основание», включающее в себя признаки и атрибуты, позволяющие отличать «нас» от «других». Анализ показывает, что через новостные сюжеты телеканала «Россия 1» транслируются базовые составляющие российской политической идентичности, это особенно хорошо видно на фоне телеканалов «Дождь» и «РЕН ТВ», где таких сюжетов значительно меньше, и те, что есть, в основном вступают в полемику с дискурсом, предлагаемым на «России 1». Автор делает вывод о том, что формируемые на телеканалах образы во многом сходятся в оценке современной российской политической идентичности как по внутреннему, так и по внешнему измерениям. Тем не менее значительно отличается на телеканалах видение должного образа России, в чем и отражается борьба интерпретаций и различных оснований российской политической идентичности на телеканалах.

Литература

1. Семененко И.С. Политика идентичности. Политическая идентичность и политика идентичности. Т. 1. Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. С. 162-167
2. Малинова О.Ю. Символическая политика и конструирование макро-политической идентичности в постсоветской России. Полис. Политические исследования. 2010. № 2. С. 90-105.
3. Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Массовая коммуникация и проблема конструирования реальности: анализ основных теоретических подходов. Екатеринбург: УрО РАН, 1999.
4. «Открытая библиотека», «Новые диалоги». Диалог Кирила Набутова и Арины Бородиной на тему «Как меняется российское телевидение и его зритель». Санкт-Петербург, библиотека им. Маяковского, 27.09.2014 г.
5. Малинова О.Ю. Дискуссии о государстве и нации в постсоветской России и идеологема империи // Политическая наука. 2008. № 1.
6. «Вести недели». Подборка сюжетов из личного видеоархива автора с сайта телеканала «Россия 1» [Электронный ресурс]. URL: http://vesti7.ru/ (дата обращения 23.12.2018).
7. «Дзядко 3». Подборка сюжетов из личного видеоархива автора с сайта телеканала «Дождь» [Электронный ресурс]. URL: https://tvrain.ru/ (дата обращения 23.12.2018).
8. «Неделя с Марианной Максимовской». Подборка сюжетов из личного видеоархива автора с сайта телеканала «РЕН ТВ» [Электронный ресурс]. URL: http://ren.tv/ (дата обращения 23.12.2018).
Поступила в редакцию 2018-12-24
Опубликована 2019-03-02
Раздел
Политология. Международные отношения
Страницы
40-54