МАТЕРИАЛЬНОСТЬ И ИММАТЕРИАЛЬНОСТЬ АРТЕФАКТОВ КУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА

  • Виктор Леонидович Круткин
    • ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: ландшафт, артефакт, Косгроув, Миллер, Леруа-Гуран, культурная география, образное, символическое, имматериальное

Аннотация

На примере становления культурной географии в статье рассматриваются изменения, происходящие в науках о природе и науках о культуре. Изменения мира вызывают связанные процессы: географические знания должны теперь учитывать гуманитарные идеи, тогда как в социальных знаниях должны теперь учитывать пространственные и физические (ландшафтные) характеристики мира. Культурный ландшафт - это не просто горы и реки, это еще и отношения людских групп. Исследовать ландшафт - это учиться связывать экологию и мифологию. Ландшафт имеет сложное строение, это не просто пространственное вместилище для вещей. Скорее это полотно, на котором каждое новое поколение оставляет свой след поверх изображений, оставленных предыдущими поколениями. Подобный палимпсест всегда в открытом состоянии, он не может быть завершен. Послойные порождения этого полотна - это артефакты, они образуются переплетениями вещей, слов, изображений. Исследованию артефактов уделяли внимание в рамках разных традиций - в рамках философии искусства, в рамках философии техники. На роль методологии исследования артефактов претендовали различные направления структурализма и феноменологии. Но многие исследователи сегодня остаются пока в стороне от этих споров, их не коснулся поворот к материальности. Задачей статьи является показ ограниченности дуалистического противопоставления субъекта и объекта, природы и общества, культуры материальной и «нематериальной» в исследованиях ландшафта. Культурный ландшафт - это то, что формирует нас и оказывается сформированным нами. Обрести единство в понимании ландшафта - это понять единство когнитивного и аффективного, познавательного и эмоционального. Диалектика совпадения субъекта и объекта позволяет рассматривать деятельность, где возникают артефакты, как процесс опосредствования неопосредствованного, материализации имматериального. Имматериальное - это «другое материальное», которое еще не прошло своего опосредствования. Имматериальное в деятельности совпадает с неопосредствованным, с теми обстоятельствами, что артефакты, подчиненные нашим целям, в каких-то отношениях продолжают жить своей собственной жизнью.

Литература

1. Гибсон Д. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988. 464 с.
2. Годелье М. Загадка дара. М.: Восточная литература. 2007. 295 с.
3. Зенкин С.Н. Небожественное сакральное // Новое литературное обозрение. 2009. 97 c.
4. Ионин Л.Г. Материальная культура // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН. М.: Мысль, 2010. Т. II.
5. Кристева Ю. Жест: практика или коммуникация? // Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М., 2004. С. 114-135.
6. Неретина С.С., Огурцов А.П. Реабилитация вещи. СПб.: Изд. дом «Мiръ», 2010. 800 с.
7. Орлова Э.А. Артефакт как единица анализа социокультурной микродинамики // Обсерватория культуры. 2010. № 5. С. 4-10.
8. Рагулина М.В. Культурный ландшафт в новой культурной географии // Современные проблемы науки и образования. 2014. Вып. 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15806 (дата обращения: 11.01.2018).
9. Cosgrove D., Daniels S. Introduction: iconography and landscape // The Iconography of Landscape. Essays on the symbolic representation, design and use of past environments. Cambridge University Press. Cambridge. 1988.
10. Belting H. Image, Medium, Body // Critical Inquiry. Winter, 2005. P. 302-312.
11. Buchli V. An Archaeology of the Immaterial. London: Routledge. 2015. 202 р.
12. Czepczynski M. Cultural Landscapes of Post-Socialist Cities: Representation of Powers and Needs. Abingdon, Oxon, GBR: Ashgate Publishing, Limited, 2008. 224 р.
13. Gell A. Technology and Magic // Anthropology Today, Volume 4, Issue 2 (Apr., 1988). Р. 5-12.
14. Leroi-Gourhan A. Gesture and Speech / translated by A. Bostock Berger. Cambridge, MA: October, 1993. 453 р.
15. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента, Наука, 1999. 602 с.
16. Miller D. Artefacts and the meaning of things // Companion encyclopedia of anthropology / ed. by Tim Ingold. London; N.Y.: Routledge, 1994. P. 396-419.
17. Mondzain M.-J. What Does Seeing an Image Mean? // Journal of Visual Culture. 2010. No. 9. Р. 307-315.
18. Tilley C. Introduction. Identity, Place, Landscape and Heritage // Journal of Material Culture. 2006. Vol. 11, no. 1-2. Р. 303-314.
Поступила в редакцию 2018-01-12
Опубликована 2018-03-30
Раздел
Социология
Страницы
14-22