ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ РЕКЛАМНОГО ДИСКУРСА РОССИЙСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

  • Светлана Владленовна Кардинская
    • ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна», Высшая школа печати и медиатехнологий
Ключевые слова: дискурс, ценности, интертекстуальный анализ, реклама, российское телевидение, бренды

Аннотация

В статье представлены результаты исследования рекламных сообщений на российском телевидении. По данным телеизмерителя Mediascope, телевидение в настоящий момент остается наиболее значимым средством массовой информации в России. В данной работе представлен анализ телевизионных роликов, рекламирующих российские бренды, входящие в топ-10 2016 г. Цель исследования - выявление ценностного контекста рекламных сообщений. Рекламное сообщение рассматривается автором в качестве орнаментальной конфигурации, раскрывающей, в частности, механизмы конструирования российской идентичности в рекламном дискурсе. Рекламная коммуникация становится одним из современных способов «прочерчивания контура» (орнамента) сообщества. По выражению Н. Лумана, реклама «сродни искусству орнамента». Нанесение орнамента предполагает, что вещь каким-то образом встроена в мир, занимает в нем некое место, касаясь своими границами других вещей. Коммуникативность вещи предполагает ее «выступание», выход за пределы привычной вписанности в мир, определяя ее соотнесенность с собой и со всеми другими вещами мира. В процессе коммуникации вещь раскрывается как место существования мира в качестве структурированного пространства. Коммуникация, прорисовывая контур вещи, определяет ее, но, «вырезая» вещь из сплошного массива мира, обнаруживает место «разреза» как границу соприкосновения множества вещей и предъявляет мир как структурированный, состоящий из элементов и связей. В данном исследовании используется методология Д. Матисона, предполагающая интертекстуальный анализ, способствующий обнаружению значимых фрагментов рекламного ролика и прояснению их социокультурных оснований, а также способов включения рекламного сообщения в дискурсивную ткань современности.

Литература

1. «Безлимитище» для МТС выходит боком // Comnews. URL: http://www.comnews.ru/content/104258/2016-10-18/bezlimitishche-dlya-mts-vyshlo-bokom#ixzz4i6JP0nnn.
2. Бурдье П. О телевидении и Журналистике. М.: Прагматика культуры, 2002. 160 с. URL: http://gtmarket.ru/ laboratory/expertize/3061/3063#1.1.2.
3. Всемирная история. Банк «Империал» - лёгкость и тяжесть. URL: http://d-stroz.livejournal.com/638817.html.
4. ванн Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. Благовещенск: БГК им. Бодуэна де Куртенэ, 2000. 304 с.
5. Lenta ru/ 11.01.2011. URL: https://lenta.ru/articles/2011/01/11/mmm.
6. Матисон Д. Медиа-дискурс. Анализ медиа-текстов. Харьков: Гуманитарный центр, 2013. 264 с.
7. Музыка из рекламы МТС - БЕЗЛИМИТИЩЕ. URL: https://www.youtube.com/watch?v=39Hds8Kovas.
8. Нагиев Д. // Life. URL: https://life.ru/t/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/ 902063/naghiiev_ob_iskie_k_mts_iz-za_rieklamy_ia_artist_na_moiom_miestie_mogh_okazatsia_liuboi.
9. Наши бренды стали самыми влиятельными // Эксперт. URL: http://expert.ru/2016/02/2/samyie-dorogie.
10. Новая газета / 15.03.2001. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2001/03/15/12147-kanaly-utechki-kapitala-deystvuyut-po-zapadnym-tehnologiyam.
11. Рейтинг самых рекламируемых брендов на телевидении // Alladvertising. URL: http://alladvertising.ru/info/ top20_tv_2016.html.
12. Реклама карты «All Airlines» от «Тинькофф Банк». «Все авиалинии - одна карта!» (2015). URL: https://www.youtube.com/ watch?v=k2aYyXMiF-Q.
13. Реклама МТС Smart - БЕЗЛИМИТИЩЕ. URL: https://www.youtube.com/watch?v=PkfSUZEFjNU.
14. Реклама МегаФон - Стивен Сигал. URL: https://www.youtube.com/watch?v=bMAB5RWK9GU.
15. Самые дорогие российские бренды - 2017 // RNS. URL: https://rns.online/articles/Samie-dorogie-rossiiskie-brendi--2017-2017-04-18.
16. Стивен Сигал стал россиянином // Газета ru, 05.11.2016. URL: https://www.gazeta.ru/social/2016/11/03/ 10303487.shtml.
17. Телесмотрение в 2016 году // Totalview. URL: http://www.totalview.ru/telesmotrenie-v-2016-godu.
18. Тиньков О // The Willadge. 27.03.2017. URL: http://www.the-village.ru/village/city/city/260716-vladimir-putin-the-imperor.
19. Тиньков О // Сonde nast. URL: https://www.condenast.ru/portfolio/magazines/gq/news/33791.
20. Forbes представил самых обеспеченных российских актеров // НТВ. URL: http://www.ntv.ru/novosti/1644681.
Поступила в редакцию 2017-09-14
Опубликована 2018-03-30
Раздел
Социология
Страницы
30-36