ИМИДЖ ТЕРРИТОРИИ: ВОПРОСЫ ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЯ

  • Татьяна Анатольевна Балина
    • ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
  • Вячеслав Алексеевич Столбов
    • ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
  • Лариса Юрьевна Чекменева
    • ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
  • Егор Романович Мельников
    • ГКБУК «Пермский краеведческий музей»
Ключевые слова: имидж, бренд, территория, региональный капитал, регион, Пермский край

Аннотация

Раскрываются теоретические аспекты исследования имиджа территориального образования как основы наращивания регионального капитала, становления позитивного статуса и репутации региона, как нового ресурса его развития. Рассмотрение территории в качестве объект-субъектного участника формирования имиджа тесно связано с процессами глобализации, сокращением и девальвацией роли традиционных ресурсов развития, расширением границ единого информационного пространства. Авторами рассмотрены три основных подхода к определению имиджа вообще и имиджа территории: социально-психологический, семиотико-геософский и маркетинговый. Применительно к территории использование терминов «имидж», «бренд», «символ», «репутация» и др. требует четкого разграничения. Цель исследования - раскрыть принципиальные отличия этих понятий, черты их сходства, соподчиненность на основе пространственно-временного, гносеологического, ментального подходов. Таким образом, имидж территории (страны, региона, местности и места) трактуется как ментальная конструкция (совокупность представлений), включающая репутацию, бренды и символы, ассоциированные с территорией, целенаправленно сложившиеся под воздействием информационных коммуникаций. Подчеркивается сходство алгоритма управления имиджем территории со схемой управления брендом корпорации и фирмы. Особое внимание уделено проблеме формирования имиджа Пермского края. Раскрывается роль Музея Древностей в формировании и продвижении имиджа Прикамья.

Литература

1. Белобрагин В.Я., Белобрагин В.В. Некоторые вопросы формирования имиджелогии как науки. URL: http://imageology.ru/content/view/21/ (дата обращения 09.11.2020).
2. Воронин В.В., Шарыгин М.Д. Экономическая, социальная и политическая география. Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2006. 392 с.
3. Шарыгин М.Д. Территориальное управление и планирование. Пермь: ПГУ, 2007. 268 с.
4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. C. 61-272.
5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: в 2 т. Т. II. М.: ИНФРА-М, 2007. 940 с.
6. Кирюнин А.Е. Имидж региона как интериоризация. М.: Книжный дом «Университет», 2000. 144 с.
7. Wright J.K. Terrae incognitae: the place of imagination in geography // Annals of Association of American Geographers. 1947. 37. P. 1-15.
8. Lowenthal D. Geography, experience, and imagination: towards a geographical epistemology // Annals of Association of American Geographers. 1961. 51. P. 241-260.
9. Замятина Н.Ю. Структура представлений о пространстве в разных странах мира: постановка проблемы // Вестн. МГУ. Серия 5. География. 2002. №4. С. 11-16.
10. Замятин Д.Н. Гуманитарная география: пространство и язык географических образов. СПб: Алетейя, 2003. 331 с.
11. Митин И.И. Опыт создания комплексных географических характеристик городов и регионов России и внедрение доминантного мышления // Города и городские агломерации в региональном развитии / под ред. Ю.Г. Липеца. М., 2003. С. 112-114.
12. Каганский В.Л. Центр - провинция - периферия - граница. Основные зоны культурного ландшафта // Культурный ландшафт: вопросы теории и методологии исследования. М.; Смоленск, 1998. С. 72-101.
13. Ширинкин П.С. Туристское легендирование как метод использования символических средств и ресурсов в развитии гуманитарного потенциала территории // Философские науки. 2016. № 4. С. 103-112.
14. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. М.: АСТ, 2000. 271 с.
15. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. М.; Ростов-н/Д: МарТ, 2001. 448 с.
16. Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов. М.: Финпресс, 2002. 312 с.
17. Гагарский М.Д. Территориальный маркетинг. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2006. 144 с.
18. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий: 2-е изд-е, доп. СПб: Питер, 2006. 413 с.
19. Важенина И.С. Концептуальные основы формирования имиджа и репутации территории в конкурентной среде: автореф. дис. … докт. экон. наук. Екатеринбург, 2008. 42 с.
20. Столбов В.А., Шарыгин М.Д. Поведенческая география. Пермь: Перм. гос. ун-т., 2009. 354 с.
21. Сухенко Д. Репутация - не имидж! PR по понятиям. URL: http://propr.com.ua/ru/public/view/11456 (дата обращения: 20.04.2020).
22. Трусов Г. Почувствуйте разницу между брендом, репутацией и имиджем. URL: http://www.advertology.ru/ article33909.htm (дата обращения: 22.04.2020).
23. Институциональная модернизация российской экономики: территориальный аспект / отв. ред. А.Г. Дружинин, В.Е. Шувалов. Ростов-н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 2004. 262 с.
24. Горелов И.Н., Енгалычев В.Ф. Безмолвной мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. М.: Мол. Гвардия, 1991. 240 с.
25. Блинов А. Имидж региональных образований как один из инструментов привлечения инвестиций // Волга-Бизнес. 2002. № 11. C. 52-53.
26. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/38630. (дата обращения: 20.04.2020).
27. Cтратиграфия CCCP. Пермская система. M., 1966. 536 с.
28. Erwin D H. The great Paleozoic crisis; Life and death in the Permian. New York: Columbia University Press, 1993. 327 p. ISBN 0231074670.
29. Николаев С. Ф., Шумилов Е. Н. Материалы по Пермской области к Уральской исторической энциклопедии. Вып. 1. Пермь, 1994. С. 140.
Поступила в редакцию 2020-11-05
Опубликована 2020-12-28
Раздел
Социально-экономические исследования
Страницы
473-483