ПАССАЖИРСКОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ СООБЩЕНИЕ И АТТРАКТИВНОСТЬ ВНЕШНИХ ЗОН РОССИЙСКИХ ГОРОДОВ-МИЛЛИОНЕРОВ

  • Сергей Александрович Меркушев
    • ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Ключевые слова: внеуличный транспорт, железнодорожное сообщение, аттракторы, внешние зоны городов, города-миллионеры России

Аннотация

Транспортная доступность внешних зон городов и расположенных в них объектов общегородской значимости (аттракторов) трактуется как важнейшее условие успешного развития города, исключающее социально-пространственную сегрегацию его среды. Раскрывается роль железнодорожного транспорта в обеспечении названой доступности в 14 городах-миллионерах России. На основе расчета интегрального показателя выделяется шесть групп городов, различающихся по уровню развития железнодорожного сообщения, обеспечивающего связи внешних зон между собой и с большим центром. Наиболее благоприятная ситуация характерна для Волгограда, Казани и Екатеринбурга (первая группа), наименее - для Челябинска (шестая группа). На основе сопоставления значений показателей обеспеченности общегородских аттракторов железнодорожным сообщением и степени ее равномерности выявляются существенные различия внутри трех групп. Среди пяти городов с высоким и повышенным уровнем развития железнодорожного сообщения только Екатеринбург обладает сравнительно высокой и относительно равномерной обеспеченностью аттракторов внешних зон этим видом внеуличного транспорта. В большинстве городов, для которых характерен уровень развития железнодорожного сообщения ниже среднего, наблюдается относительно равномерная, но низкая обеспеченность им аттракторов.

Литература

1. Перцик Е.Н. География городов (геоурбанистика). Москва: Высш. шк., 1991. 319 с.
2. Родоман Б.Б. Поляризованный культурный ландшафт // Поляризованная биосфера: сб. ст. Смоленск: Ойкумена, 2002. С. 22-49.
3. Атаев П.Г. Понятие внеуличного транспорта и его роль в территориальных системах // Вестн. Удм. ун-та. Серия Биология. Науки о Земле. 2019. Т. 29, вып. 4. С. 549-554.
4. Якимов М.Р. Оценочные показатели экономической эффективности функционирования транспортных систем городов // Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно-ориентированной экономики. 2017. Т. 1. С. 293-299.
5. Авдаков И.Ю. История становления и развития городского железнодорожного транспорта Японии (1945 - 2005 гг.). Часть II. Ежегодник Япония. 2009. № 38. С. 130-140.
6. Атаев П.Г. Система наземного рельсового транспорта: предпосылки организации в Санкт-Петербурге // Вестн. гражданских инженеров. 2017. № 3 (62). С. 216-225.
7. Маринин С.П. Городской и пригородный железнодорожный транспорт: механизмы внедрения инноваций в строительстве // Транспорт в Российской Федерации. 2013. № 1 (44). С. 51-54.
8. Сай В.М., Брусянин Д.А. Об организации пассажирских перевозок городским электропоездом // Вестн. Уральского гос. ун-та путей сообщения. 2014. № 3 (23). С. 10-17.
9. Шагимуратова А.А. Роль железнодорожного транспорта в формировании системы транспортно-пересадочных узлов на примере Германии // Интернет-журнал «Науковедение». 2016. Т. 8, № 2. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/122TVN216.pdf (дата обращения: 07.01.2021). DOI: 10.15862/122TVN216.
10. Меркушев С.А. Использование общедоступных картографических сервисов при оценке транспортной составляющей городской среды // Цифровая география. Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Т.2. Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2020. С. 62-65.
11. Openroute service. URL: https://maps.openrouteservice.org/ (дата обращения: 28.02.2020).
12. Харитонова А.С. Социально-экономические аспекты организации пассажирских перевозок в сообщении «город - аэропорт»: автореф. дис. … канд. экон. наук. Москва, 2009. 25 с.
13. Пушкарёва Л.И., Анисимова С.В. Варианты совершенствования транспортной доступности в Новосибирской агломерации // Наука в современном обществе: закономерности и тенденции развития: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (10 ноября 2017 г., г. Оренбург). В 5 ч. Ч.4. Уфа: Аэтерна, 2017. С. 76-79.
14. Маскаева Е.Ю. Особенности организации городских железнодорожных перевозок в России // Транспортное дело России. 2020. №4. С. 97-98.
15. Безверхая Е.П., Скопинцев А.В. Функционально-типологические модели в архитектуре интермодальных транспортно-пересадочных узлов // Архитектура и современные информационные технологии. 2019. № 3 (48). С. 135-147.
16. В Красноярске презентовали проект железнодорожной ветки до аэропорта Емельяново // Наш Красноярский край. Краевая государственная газета. 18.07.2017. URL: https://gnkk.ru/news/v-krasnoyarske-prezentovali-proekt-zheleznodorozhnoy-vetki-do-aeroporta-emelyanovo/ (дата обращения: 14.01.2021).
17. Карманова Д.Д., Карпушко М.О. Мультимодальные пассажирские перевозки на маршруте «аэропорт - город» в г. Перми // Химия. Экология. Урбанистика. 2020. Т. 2020-3. С. 108-112.
18. Крупнова Т.Г., Машкова И.В., Кострюкова А.М. Перспективная схема организации пассажирских перевозок с использованием экологически безопасной технологии легкорельсового транспорта в Челябинске // Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. 2013. Т. 2. С. 228-239.
19. От проекта к работам: когда начнут строительство аэропорта Краснодара // РБК. 30.01.2020. URL: https://kuban.rbc.ru/krasno-dar/30/01/2020/5e32d95f9a79474fd1f8567c (дата обращения: 15.01.2020).
20. Подготовка актуализированного генерального плана городского округа город Воронеж «Разработка генерального плана городского округа на 2021-2041 годы». Пояснительная записка. Москва: ГАУ «Институт генплана Москвы», 2020. 129 с.
21. Шайахметов Р.Р. Концепция проекта «Уфимская городская электричка» (1 этап). Уфа: Изд-во УГНТУ, 2018. 123 с.
22. Зюзин П.В. Пространственная трансформация сети пассажирского транспорта крупного города при переходе к постиндустриальному развитию (на примере Воронежа) // Уч. зап. Орловского гос. ун-та. Сер. Естественные, технические и медицинские науки. 2012. № 3. С. 294-298.
Поступила в редакцию 2021-02-05
Опубликована 2021-04-05
Раздел
Социально-экономические исследования
Страницы
97-110