ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СИМВОЛИЧЕСКОГО КАПИТАЛА СТРАНЫ С ПОЗИЦИИ ОЖИДАЕМОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

  • Татьяна Анатольевна Балина
    • Пермский государственный национальный исследовательский университет
  • Вячеслав Алексеевич Столбов
    • Пермский государственный национальный исследовательский университет
  • Лариса Юрьевна Чекменева
    • Пермский государственный национальный исследовательский университет
  • Владимир Афанасьевич Горбанёв
    • Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РФ
Ключевые слова: имидж территории (страны), символический капитал, рейтинг, типология, Индекс человеческого развития, ожидаемая продолжительность жизни

Аннотация

Раскрываются теоретические и методологические вопросы изучения символического капитала территории. В условиях усиления социальных приоритетов в развитии глобальной экономики возникает необходимость применения новых методик оценки привлекательности и конкурентоспособности стран мира. Индекс человеческого развития не утратил актуальности формализованной оценки качества жизни населения. Он влияет на формирование имиджа страны, но не полностью отражает качественные изменения, происходящие в странах разного уровня развития. С позиции общественной географии исследуется имидж и символический капитал территории. Говоря о формировании имиджа региона (страны) в рамках общественной географии, мы имеем в виду процесс стратегического маркетинга территории, то есть не просто создание краткосрочного набора ассоциаций, а долгосрочного инструмента территориального управления. Понимание ценности и значимости позитивного облика территории должно быть необходимым элементом географических исследований. Перспективный образ страны и региона является неотъемлемым атрибутом, центральным звеном системы стратегического планирования и территориального маркетинга. Авторами предлагается использование параметра Ожидаемой продолжительности жизни как индикатора уровня жизни и физического здоровья населения, формирующего символический капитал территории (страны). Приводится анализ качественного содержания показателя продолжительности жизни населения. Сделан акцент на необходимости использования типологического подхода, раскрывающего взаимосвязь материального и духовного благополучия и ожидаемой продолжительности жизни населения. Представлена оригинальная типология стран мира, доказывающая тезис о том, что по продолжительности ожидаемой и здоровой жизни населения можно судить об успехах социально-экономического развития страны.

Литература

1. Рейтинг стран мира по индексу экономической свободы / Гуманитарный портал: Исследования // Центр гуманитарных технологий, 2006-2021. URL: https://gtmarket.ru/ratings/index-of-economic-freedom (дата обращения: 30.04.2021).
2. Рейтинг стран мира по уровню глобальной конкурентоспособности / The IMD World Competitiveness Rankin // World Economic Forum. URL: https://gtmarket.ru/ratings/the-imd-world-competitiveness-yearbook/info (дата обращения: 30.04. 2021).
3. Рейтинг стран мира по индексу ведения бизнеса / Гуманитарный портал: Исследования // The World BankGroup. URL: https://gtmarket.ru/ratings/index-of-economic-freedom (дата обращения: 30.04.2021).
4. Рейтинг стран мира по уровню процветания / Гуманитарный портал: Исследования // The Legatum Institute. URL: https://gtmarket.ru/ratings/legatum-prosperity-index/info (дата обращения: 30.04.2021).
5. Working Well: A Global Survey of Workforce Wellbeing Strategies. URL: http://www.Globalhealthy work place.org/casestudies/ 2016_Global_wellbeing_Survey_Executive-Summary.pdf. (дата обращения: 10.03.2020).
6. Рейтинг стран мира по уровню счастья по версии организации объединённых наций / Гуманитарный портал: Исследования // Center for Sustainable Development ColumbiaUniversity. URL: https://gtmarket.ru/ratings/world-happiness-report/info (дата обращения: 30.04.2021).
7. Кислицына О.А. Россия в мировых рейтингах качества жизни (благополучия) // Экономический журнал. 2016. № 3 (43). С. 157-178.
8. Важенина И.С. Репутация территории: теория, методология, практика. М.: Экономика, 2007. 207 с.
9. Белобрагин В.Я., Белобрагин В.В. Некоторые вопросы формирования имиджелогии как науки. URL: http://imageology.ru/content/view/21/ (дата обращения: 30.04.2021).
10. Кумышева Р.М. Содержание и структура имиджа страны с теоретических и методологических позиций // Вестн. Моск. гос. лингв. ун-та. Образование и педагогические науки. 2019. № 1 (830). С. 196-208.
11. Полозова А.М. Имидж как фактор конкурентоспособности страны в глобальном мире // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2018. № 1 (60). С. 85-86.
12. Пуник В.Г. Формирование имиджа страны как способ манипуляции общественным сознанием // Актуальные научные исследования в современном мире. 2016. № 10-5 (18). С. 9-12.
13. Териков И.А. Построение системы формирования и продвижения имиджа страны // Вестн. Российской нации. 2015. № 4 (42). С. 164-174.
14. Чернышов Ю.Г. Имидж страны как фактор «мягкой силы» в международных отношениях: история и современность (итоги интерент-конференции) // Изв. Алтайского гос. ун-та. 2017. № 5 (97). С. 178-183.
15. Чупрова И.А. «Имидж» и «образ» страны: проблема демаркации понятий // Право и управление. XXI век. 2015. № 4 (37). С. 129-133.
16. Арташкина Т.А., Ху Яньли. Имидж страны и его конструирование (на примере Китая) // Профессиональное образование в современном мире. 2016. Т. 6, № 3. С. 510-518.
17. Тлеубердинова А.Т. Количественное измерение имиджа страны // Маркетинг в России и за рубежом. 2017. № 1. С. 20-27.
18. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий, 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2006. 413 с.
19. Важенина И.С. Мультиполезная потребительная стоимость территории // Маркетинг. 2008. № 2(99). С. 24-34.
20. Шарыгин М.Д. Территориальное управление и планирование. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2007. 268 с.
21. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/4f41fe599ce341751e4e34dc50a4b676674c1416/(дата обращения: 12.05.2019).
22. Колокольцева Е.В. Понятие имиджа России и его эволюция во внешнеполитической стратегии страны // Международная жизнь. 2019. № 11. С. 74-85.
23. Кваша М. С новым сроком // Коммерсантъ деньги, 14-20.05.2012. № 19. С.15.
24. Гуревич Я. Незаметный капитал // Эксперт Урал № 1-2 (312) 21 января 2008. URL: http://www.acexpert.ru/ archive/1-2-312/nezametniy-kapital.html (дата обращения: 10.01.2017).
25. Гришин И.В. Человеческое развитие: количественное измерение и процессы в мировой системе // Мировая экономика и международные отношения. 2010. № 7. С.102-114.
26. Реальное богатство народов: пути к развитию человека //Доклад о развитии человека 2010 / пер. с англ.; ПРООН. М.: Изд-во «Весь мир», 2010. 244 с.
27. Rosling H., Zhang Z. Health advocacy with Gapminderanimated statistics // Journal of Epidemiology and Global Health. 2011. DOI: 10.1016/j.jegh.2011.07.001
28. Горбунова О.Н., Гегамян М.А. Роль индекса развития человеческого потенциала в концепции развития человека // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №5 (51). С.77-80.
29. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении с разбивкой по полу и региону NUTS 2. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/databrowser/view/tgs00101/default/table?lang=en (дата обращения: 30.04.2021).
30. Индексы и индикаторы человеческого развития: Обновленные статистические данные 2018. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/2018_human_development_statistical_update_ru.pdf (дата обращения: 12.05.2019).
31. Чекменева Л.Ю., Балина Т.А. Ожидаемая продолжительность жизни населения в России и мире // Вестн. Тверского гос. ун-та. Серия География и геоэкология. 2019. №3 (27). С. 5-14.
32. Горбанёв В.А. География Австралии и Океании. М.: МГИМО-Университет, 2018. 329 с.
33. Щербакова Е.М. Демографические итоги I полугодия 2018 года (часть II) // Демоскоп Weekly. 2018. № 781-782. URL: http://demoscope.ru/weekly/2018/0781/barom01.php (дата обращения 20.06.2020).
34. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/(дата обращения: 30.04.2021).
Поступила в редакцию 2021-03-15
Опубликована 2021-07-19
Раздел
Социально-экономические исследования
Страницы
198-208