ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА РЕГИОНА

  • Евгений Валерьевич Конышев
    • ФГАОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Ключевые слова: туристско-рекреационные потребности, туристско-рекреационное пространство, опрос населения, Кировская область

Аннотация

Потребности населения являются одним из основных факторов формирования туристско-рекреационного пространства. Выявление потребностей должно носить системный характер и охватывать все компоненты туристско-рекреационного пространства. Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью научного обеспечения процессов территориального планирования и управления туризмом и рекреацией в Кировской области. В настоящее время, делая акцент только на развитии туризма, рассматривая его как сферу бизнеса, регулирующие органы упускают из виду рекреацию. Целью исследования является изучение потребностей населения Кировской области и выявление особенностей организации рекреационной деятельности населения на предприятиях, в свободное время после работы, в выходные дни и во время длительного отпуска. Для достижения указанной цели применялся метод опроса. Опрос проводился дистанционно, в нем приняли участие 2125 человек. Было выделено несколько блоков вопросов на выявление особенностей инклюзивной и ежедневной рекреации, рекреационной деятельности в выходные дни и в период длительного отпуска. Дополнительно определялось отношение жителей к достоинствам и недостаткам отдыха в пределах Кировской области, выделяемым суммам денежных средств на отдых и путешествия, отношение к услугам туристских фирм. Полученные результаты позволяют судить о низком уровне удовлетворенности организацией отдыха на рабочем месте, отсутствии рекреационных зон и периодических перерывов, что негативно сказывается на общей производительности труда. Организация рекреационной деятельности в выходные дни и во время отпуска менее проблемна для жителей, однако зачастую реализуется в наиболее бюджетных и пассивных формах и на самодеятельной основе. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования процессов территориального планирования и управления региональной туристско-рекреационной системой Кировской области.

Литература

1. Kowalczyk A. The Phenomenology of Tourism Space // Tourism, 2014. Vol. 24, no. 1. P. 9-15. URL: https://doi.org/10.2478/tour-2014-0001 (дата обращения: 16.08.2021).
2. Skinner H. Place Branding - The Challenges of Getting It Right: Coping with Success and Rebuilding from Crises // Tourism and Hospitality. 2021. Vol. 2, no. 1. P. 173-189. URL: https://doi.org/10.3390/tourhosp2010010 (дата обращения: 16.08.2021).
3. Więckowski M. Tourism space: an attempt at a fresh look // Tourism, 2014. Vol. 24, no. 1. P. 17-24. URL: https://doi.org/10.2478/tour-2014-0002 (дата обращения: 16.08.2021).
4. Włodarczyk B. Space in Tourism, Tourism in Space: On the Need for Definition, Delimitation and Classification // Tourism, 2014. Vol. 24, no. 1. P. 25-34. URL: https://doi.org/10.2478/tour-2014-0003 (дата обращения: 16.08.2021).
5. Дунец А.Н. Туристское пространство как научная категория в исследованиях туризма // Ползуновский альманах. 2015. № 3. С. 86-90.
6. Зигерн-Kорн Н.В. Туристско-рекреационное пространство как объект региональной политики // Известия Русского географического общества. 2016. Т. 148, вып. 1. С. 87-100.
7. Конышев Е.В. Типология туристско-рекреационного пространства // Географический вестник. 2020. № 1 (52). С. 32-41.
8. Мажар Л.Ю. Туризм в пространстве и времени: взгляд географа // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. № 1. С. 16-23.
9. Шарафутдинов В.Н., Онищенко Е.В. «Туристское пространство» как понятие: научные подходы к исследованию // Вестн. Волгоградского гос. ун-та. Экономика. 2020. Т. 22, № 2. С. 28-39. DOI: https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2020.2.3.
10. Шарыгин М.Д., Конышев Е.В. Туристско-рекреационное пространство: географические особенности формирования, территориализации и функционирования // Пространственная организация общества: теория, методология, практика: сб. мат. Межд. науч.-практ. конф. / под ред. Т.В. Субботиной, Л.Б. Чупиной. Пермь, 2018. С. 115-119.
11. Саранча М.А. Территориальная туристско-рекреационная система как комплексное общественно-природное образование // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Биология. Науки о Земле. 2010. № 3. С. 58-67.
12. Преображенский В.С., Квартальнов В.А. Основные концепции и модели рекреалогии // Теоретические проблемы рекреационной географии. М., 1989. С. 14.
13. Banasree D., Jones M., Shalini S. Does Consumer Need for Uniqueness Influence Travel Decision-Making? // Tourism: An International Interdisciplinary Journal, 2021. Vol. 69, no. 2. P. 196-215. URL: https://doi.org/10.37741/t.69.2.3 (дата обращения: 16.08.2021).
14. Butcher L., Phau I., Shimul, A. Uniqueness and status consumption in Generation Y consumers: Does moderation exist? // Marketing Intelligence & Planning. 2017. Vol. 35, no. 5. P. 673-687. DOI: 10.1108/MIP-12-2016-0216.
15. Björk P., Jansson T. Travel decision making - The role of habit // Tourismos: An International Multidisciplinary Journal of Tourism. 2008. Vol. 3, no. 2. P. 11-34.
16. Lynn M., Harris J. Individual diff erences in the pursuit of self-uniqueness through consumption // Journal of Applied Social Psychology. 1997. Vol. 27, no. 21. Pp. 1861-1883. DOI:10.1111/j.1559-1816.1997.tb01629.x.
17. Долженкова М.И., Мурзина О.Б. Сущность и специфика рекреативно-оздоровительной деятельности с пожилыми людьми // Вестн. Тамбовского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 3 (131). С. 56-63.
18. Иваницкая А.Е., Кабачкова А.В. Рекреационные потребности в структуре потребностей личности (на примере студенческой молодежи) // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 7-1. С. 24-26.
19. Колесова Ю.А. Специфика туристско-рекреационных потребностей студенческой молодежи // Современные проблемы социально-гуманитарных наук. 2016. № 6 (8). С. 115-118.
20. Сигида Е.А., Баклагина Н.Ю., Лукьянова И.Е., Киреенкова З.А. Инвалидность как предиктор особых потребностей в туристских услугах // Сервис plus. 2015. Т. 9, № 2. С. 64-72.
21. Довгалюк Е.С., Рященко С.В. Социально-географические факторы формирования рекреационных потребностей населения северных территорий // Вестн. Иркутского гос. техн. ун-та. 2014. № 7 (90). С. 31-38.
22. Жердев Н.В. Размещение туристской инфраструктуры и формирование рекреационных потребностей населения (на примере Курской области) // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского гос. ун-та. 2013. № 2 (26). С. 299-316.
23. Кулюшина Н.Е., Лигидов Р.М. Анализ рекреационных потребностей жителей города Нальчик // Фундаментальные исследования. 2015. № 6-2. С. 366-370.
24. Мартышенко Н.С. Потребности и возможности населения приморского края в туристско-рекреационных услугах // Региональные исследования. 2012. № 4 (38). С. 88-96.
25. Морозова В.В., Костин Л.Э. Рекреационная география Ярославской области: социологические аспекты изучения рекреационных потребностей жителей промышленного центра // Ярославский педагогический вестник. 2011. Т. 3, № 1. С. 195.
26. Худеньких Ю.А. Пермский туризм: территориальная организация и региональное развитие / Федеральное агентство по образованию, ГОУ ВПО «Пермский гос. ун-т». Пермь, 2006. 189 c.
27. Янченков В.В., Шагов Н.В. Рекреационная организация кратковременного отдыха с учетом потребностей населения города Томска // Вестн. Томского гос. архитектурно-строительного ун-та. 2012. № 3 (36). С. 44-53.
28. Богданова Л.П., Савченко Г.Н. Туристские потребности и страновые предпочтения жителей города Твери // Вестн.Тверского гос. ун-та. Серия: География и геоэкология. 2007. № 3. С. 163-172.
29. Гировка Н.Н. Некоторые аспекты формирования туристско-рекреационного пространства // Сервис plus. 2013. № 1. С. 58-61.
30. Какорина М.В. Рекреационные потребности работников как фактор мотивации трудовой деятельности // Вопросы экономики и права. 2014. № 68. С. 48-51.
31. Киприна Е.Н. Рекреационные потребности населения как фактор стратегического планирования развития внутреннего туризма Тюменской области // Регионология. 2017. Т. 25, № 2 (99). С. 262-278.
32. Конышев Е.В., Митягина Е.В. Туристско-рекреационные потребности как фактор организации региональной туристско-рекреационной системы Кировской области // Вестн. Национальной академии туризма. 2015. № 4 (36). С. 63-67.
33. Поморов С.Б., Морозова Н.В. Проектирование рекреационных комплексов в Горном Алтае с учетом потребностей населения в отдыхе // Вестн. Томского гос. архитектурно-строительного унивета. 2010. № 1 (26). С. 45-52.
34. Фролов А. Рекреационные потребности населения как фактор современного развития общества // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2010. № 4. С. 246-250.
35. Шевель К.В. Влияние эволюции рекреационных потребностей на развитие коллективных средств размещения // Вестн. Российского нового ун-та. Серия: Человек и общество. 2020. № 2. С. 123-129.
36. Шмыткова А.В., Ивлиева О.В. Изучение рекреационных потребностей населения юга России как основа формирования туристского спроса в регионе // Наука. Инновации. Технологии. 2020. № 2. С. 55-72.
37. Заболотских Л.Ю., Суковицкий Д.С. Исследование потребностей жителей и гостей курортного района Санкт-Петербурга в рекреационных услугах // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4, № 2. С. 102-106.
38. Миненкова В.В., Максимов Д.В., Волкова Т.А., Карпова Ю.И. Туристско-рекреационный комплекс Краснодарского края: удовлетворенность отдыхающих как отражение современного состояния // Глобальный научный потенциал. 2014. № 8 (41). С. 7-12.
39. Кузнецов И.К., Кузнецова Л.М. Адаптирование санаторно-курортных предприятий Краснодарского края к потребностям туристского рынка // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. 2013. № 1. С. 181-186.
40. Валькова О.Е., Нехаева Н.Е. Изучение потребностей клиентов туристских агентств г. Саранска // Евразийский союз ученых. 2015. № 4-13 (13). С. 94-98.
41. Кошурникова Ю.Е. Разработка портрета современного туриста как основа клиенто-ориентированности туристского продукта // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 444.
42. Конышев Е.В., Исакова Ю.А. Исследование туристского рынка Кировской области // Внутренний туризм как перспективное направление социально-экономического и культурного развития Кировской области: материалы междунар. науч.-практ. конф., 17-19 ноября 2005 г. Киров: Изд-во КФ СПбГУП. 2006. С. 14-21.
43. Герасимов С.В., Колесова Ю.А., Конышев Е.В., Митягина Е.В., Ситников С.В., Пахомова О.М. Устойчивая региональная туристско-рекреационная система Кировской области: теория и практика / под общ. ред. Е.В. Конышева. Киров, 2015. 254 c.
44. Поросенков Ю.В., Худякова Т.М. Формирование отечественной рекреационной географии и проблемы социально-экономико-географических исследований рекреационной деятельности // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: География. Геоэкология. 2009. № 2. С. 5-11.
Поступила в редакцию 2021-08-27
Опубликована 2021-10-22
Раздел
Социально-экономические исследования
Страницы
329-341