ГЕОГРАФИЯ КОНГРЕССНО-ВЫСТАВОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ

  • Игорь Васильевич Сидоров
    • Смоленский государственный университет
Ключевые слова: конгрессно-выставочная деятельность, отраслевые выставки, агропромышленный комплекс, факторы размещения, Россия

Аннотация

Исследование посвящено выявлению общих и географических особенностей формирования и функционирования выставок в агропромышленном комплексе (АПК) России. Основные научные методы, использованные в работе: статистический, научного описания, контент-анализ, образно-знакового моделирования, сравнительно-географический. Они позволили не только составить базу данных по изучаемым выставкам, но и на основе ее статистической, графической и картографической обработки определить их отраслевую структуру деятельности (в области сельского хозяйства, пищевой промышленности, садоводстве и ландшафтном дизайне) и географические особенности функционирования на уровне субъектов и федеральных округов Российской Федерации. В рамках каждой из выделенных трех категорий выставок выявлены крупнейшие выставки, степень активности выставочной деятельности, уровень ее территориальной концентрации, факторы размещения. Отмечено лидерство Центрального, Южного, Северо-Западного федеральных округов в выставочной деятельности в АПК России и аутсайдерство Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов. В заключении выявлены факторы, влияющие на локацию выставок в сфере АПК России с разделением на общие (наличие хорошо развитой деловой, выставочной, туристской инфраструктуры, наличие емкого рынка, хорошей транспортной доступности) и специальные (аграрная специализация территории, наличие больших открытых площадок).

Литература

1. Проект Стратегии развития конгрессно-выставочной отрасли в Российской Федерации (с изменениями от 19.11.2021) / Российский союз выставок и ярмарок. URL: https://ruef.ru/ob-otrasli/strategiya-razvitiya-otrasli.html (дата обращения: 10.04.2022).
2. Иовлев Г.А. Модернизация аграрного производства в условиях зарубежных экономических санкций // Агропродовольственная политика России. 2015. № 5(41). С. 16-19.
3. Герашенкова Т.М. Развитие системы инновационной деятельности агропромышленного комплекса. Брянск: Издательство Брянской ГСХА, 2011. 135 с.
4. Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник / Отв. ред. А.П. Горкин. Смоленск: Ойкумена, 2013. 328 с.
5. Важенин С.Г. Индустрия выставочного бизнеса. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2004. 68 с.
6. Гусев Э.Б. Основы выставочной деятельности. Учеб. пособие. М-во образования Рос. Федерации. Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова. М: Изд-во Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова, 2003. 191 c.
7. Александрова Н.В. Выставочный менеджмент: стратегии управления и маркетинговые коммуникации. М: ПРОЭКСПО, 2006. 382 с.
8. Комарова Л.К. Основы выставочной деятельности. М.: Издательство Юрайт, 2019. 194 с.
9. Петелин В.Г. Основы менеджмента выставочной деятельности. М.: Юнити-Дана, 2012. 448 с.
10. Рубинштейн Е.Д., Блинова О.Н. Выставочная деятельность за рубежом: анализ и перспективы развития // Теория и практика общественного развития. 2015. № 5. С. 45-48.
11. Садовничая А.В. Выставочно-ярмарочная деятельность как эффективная организационная форма реализации стратегических интересов государства // Управленческое консультирование. 2017. № 7(103). С. 96-109.
12. Садовничая А.В. Стратегирование выставочно-ярмарочной деятельности. С.-Петербург: Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2019. 94 с.
13. Сулейманова К.А. Российский выставочный рынок. Тенденции и перспективы // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 12(48). С. 87.
14. Корепанова С.А. Промышленные выставки России XIX века. Екатеринбург: КВАДРАТ, 2007. 319 с.
15. Искандарова А.Ш., Алексушин Г.В. Ретроспектива торгово-выставочной деятельности России в XIX-XX вв. // Индустрия туризма: возможности, приоритеты, проблемы и перспективы. 2020. Т. 17. № 2. С. 250-255.
16. Никитин Ю.А. Промышленные выставки России XIX - начала XX века. Череповец: Полиграфист, 2004. 269 c.
17. Потоцкая Т.И. Международные ювелирные выставки. Смоленск: Издательство «Маджента», 2005. 160 с.
18. Потоцкая Т.И. Ювелирное выставочное движение России // Маркетинг в России и за рубежом. 2010. № 1. С. 47-52.
19. Потоцкая Т.И., Попова Е.В. Туристские выставки России: региональные особенности развития // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 47. С. 44-50.
20. Березенко Н.В., Слинько О.В., Кондратьев И.Н. Конгрессно-выставочные мероприятия как механизм продвижения инновационных разработок в АПК // Научный альманах. 2016. № 2-2(16). С. 456-460.
21. Слинько О.В., Березенко Н.В., Кондратьева О.В., Федоров А.Д. Опыт организации и проведения региональных выставок в АПК. М: Российский НИИ информации и технико-экономических исследований по инженерно-техническому обеспечению агропромышленного комплекса, 2008. 80 с.
22. Статистический обзор выставочной и конгрессной деятельности членов РСВЯ в 2019 году / Российский союз выставок и ярмарок. URL: https://ruef.ru (дата обращения: 10.04.2022).
23. Expomap - каталог выставок и конференций. URL: https://expomap.ru/(дата обращения: 10.04.2022).
24. Exponet.ru - профессиональный интернет-портал выставочной индустрии. URL: https://www.exponet.ru (дата обращения: 10.04.2022).
Поступила в редакцию 2022-07-10
Опубликована 2022-10-14
Раздел
Экономико-географические исследования
Страницы
390-401