СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОНКУРЕНТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЙ МАШИНОСТРОЕНИЯ

  • Игорь Владимирович Гребёнкин
    • Удмуртский филиала Института экономики УрО РАН
  • Марат Олегович Мирошкин
    • ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
Ключевые слова: конкурентоспособность, потенциал, конкурентный потенциал, конкурентная среда, структура конкурентного потенциала, экономическая эффективность, предприятия машиностроения

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы конкурентоспособности машиностроительных предприятий. Целью статьи является исследование закономерностей взаимодействия различных факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность машиностроительных предприятий, для определения структуры конкурентного потенциала. Выявлены проблемы использования активов на машиностроительных предприятиях, а также резервы совершенствования деятельности машиностроительного предприятия, которые основаны на использовании всей совокупности потенциалов организации. Исследован вопрос становления категории «потенциал» в экономической науке. Проведен анализ содержания понятия «конкурентный потенциал», которое является основой обеспечения конкурентоспособности машиностроительных предприятий. Выявлены факторы, оказывающие влияние на конкурентный потенциал, и на их основании определена структура конкурентного потенциала, отражающая как внутренние, так и внешние проявления конкурентных отношений. Уточнено понятие и выявлена роль конкурентной среды машиностроительного предприятия в процессе формирования конкурентного потенциала. Сделан вывод, что управление конкурентным потенциалом на основе инновационности и адаптивности повысит конкурентоспособность машиностроительных предприятий.

Литература

1. Боткин О.И., Гребёнкин И.В. Формирование конкурентного потенциала машиностроительного комплекса региона // Экономика региона. 2014. № 1. С. 125-132.
2. Романова О.С. Концепция формирования конкурентного потенциала предприятия // Современная конкуренция. 2007. № 6. С. 127-135.
3. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. М.: Маркет ДС, 2008. 208 с.
4. Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность. М.: АльфаПресс, 2004. 160 с.
5. Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб.: Питер, 2011. 720 с.
6. Фасхиев Х.А. Определение конкурентоспособности предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. 2009. № 4 (72). С. 75-83.
7. Горфинкель В.Я. Экономика предприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. 767 с.
8. Longman dictionary of contemporary English // Pearson Education Ltd., 2001.
9. Авдеенко В.Н., Котлов В.А. Производственный потенциал промышленного предприятия. М.: Экономика, 1989. 239с.
10. Тодосийчук А.В. Научно-технический потенциал социально-трудовой сферы // Экономист. 1997. № 12.
11. Цыгичко А. Сохранение и приумножение производственного потенциала страны // Экономист. 1992. № 7. С. 10-17.
12. Ревуцкий Л.Д. Потенциал и стоимость предприятия. М.: Перспектива, 1997. 124 с.
13. Круглова Н.Ю. Основы бизнеса: учебник. М.: КНОРУС, 2010. 544 с.
14. Наботников В.М. Организация предпринимательской деятельности. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 256 с.
15. Попов Е.В. Рыночный потенциал предприятия. М.: Экономика, 2002. 559 с.
16. Michael E.P. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. Chapters 1. New York: Free Press, 1980.
17. Дэй Дж. Стратегический маркетинг / пер. с англ. М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2002. 640 с.
18. Аренков И.А., Салихова Я.Ю., Гаврилова М.А. Конкурентный потенциал предприятия: модель и стратегия развития // Проблемы современной экономики. 2011. № 4. С. 120-125.
19. Гусаков В.Г. Конкурентный потенциал перерабатывающих предприятий АПК. Минск: Беларус. навука, 2012. 217 с.
20. Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. М.: Дело, 2002. 392 с.
21. Авдеенко В.Н., Котлов В.А. Производственный потенциал промышленного предприятия. М.: Экономика, 1989. 240 с.
22. Анчишкин А.И. Научно-технический прогресс и интенсификация производства. М.: Политиздат, 1981. 94 с.
23. Хан Д., Хунтерберг Х. Планирование и контроль. Стоимостно-ориентированные концепции контроллинга. М.: Финансы и статистика, 2005. 928 с.
24. Леоненко Е.А. Применение концепции экономического потенциала в развитии и формировании конкурентных преимуществ корпорации // Экономика и предпринимательство. 2013. № 9. С. 299-305.
Поступила в редакцию 2015-01-15
Опубликована 2015-03-25
Раздел
Экономика
Страницы
32-38