ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ

  • Александр Васильевич Ковалёв
    • Белорусский национальный технический университет
Ключевые слова: научная школа, институты, австрийская экономическая школа, невидимый колледж

Аннотация

Рассматриваются проблемы институциональных аспектов деятельности научных школ. Методологическая основа исследования включает положения эволюционной теории социальных институтов. Основными методами анализа выступили диалектический и причинно-следственный. На примере австрийской школы экономики продемонстрирована роль институтов в процессе становления, упадка и возрождении школы. Развитие школы происходило в соответствии с существовавшими в то время институциональными требованиями, школа достигла редкого случая наличия четырёх-пяти поколений «учитель - ученик». Потеря институциональной академической среды после аншлюса Австрии трактуется как важнейший фактор, приведший к упадку. Процесс возрождения школы анализируется сквозь приму используемых научных институтов - конференций, исследовательских центров, научных журналов. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в подтверждении тезиса, что трансформация научных школ в «невидимые колледжи», не требующие географической локализации, в случае возрождения школы имеет особенности. По нашему мнению, дальнейшая работа учёных в разных научных центрах с поддержанием совместной коммуникации изначально всё-таки требует концентрации «критической массы» вокруг одного из них. Для австрийской школы таким центром выступил Институт Мизеса. Кроме того, полноценное функционирование научной школы требует выполнения задачи подготовки новых учёных, то есть не может рассматриваться без открытия соответствующих магистерских и докторских программ.

Литература

1. Patinkin D. The Chicago tradition, the quantity theory and Friedman. Journal of Money, Credit, and Banking, 1969. № 1. P. 46-70.
2. Хайек Ф.А. фон. Судьбы либерализма в ХХ веке. М.: ИРИСЭН, Мысль; Челябинск: Социум, 2009. 337 с.
3. Дежина И., Киселева В. Научные школы: форма стагнации или интеллектуальной капитализации? // Мировая экономика и международные отношения. 2009. № 1. С. 43-51.
4. Gherardini A., Nucciotti A. Yesterday's giants and invisible colleges of today. A study on the `knowledge transfer' scientific domain. Scientometrics. 2017. Vol. 112. P.255-271.
5. Vélez-Cuartas G. Invisible Colleges 2.0: Eponymy as a Scientometric Tool. Social Epistemology Review and Reply Collective, 2018. Vol. 7 (3). P. 5-8.
6. Moser J. The Origins of the Austrian School of Economics. Humane Studies Review, 1997. Vol. 11, № 1 (Spring 1997).
7. Визер Ф. Теория общественного хозяйства // Австрийская школа в политической экономии. М.: Экономика, 1992. 496 с.
8. Бём-Баверк, О. фон. Капитал и процент. М.: Социум, 2010. 916 с.
9. Philippovich von Philippsberg E. Grundriss der politischen Ökonomie. Freiburg: J.C.B. Mohr. 1893. 348 p.
10. Мизес Л. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории. Челябинск: Социум, 2005. 878 с.
11. Festre A., Garrouste P. Wieser as A Theorist of Institutional Change. Journal of the History of Economic Thought, 2016. Vol. 38 (4). P. 463-483.
12. Хаберлер Г. Процветание и депрессия: теоретический анализ циклических колебаний. Челябинск: Социум, 2005. 474 с.
13. Boehm S. The best horse in the Viennese stables: Gottfried Haberler and Joseph Schumpeter. Journal of Evolutionary Economics. 2005. Vol. 25 (1). P. 107-115.
14. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М.: Прогресс, 1966. 464 с.
15. Нейман Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М.: Наука, 1970. 983 с.
16. Seager H.R. Economics at Berlin and Vienna. Journal of Political Economy, 1893. Vol. 1 (2). P. 236-262.
17. Ковалёв А.В. Ф.А. Феттер: вклад в теорию распределения австрийской школы // Вестн. Удм. ун-та. Серия Экономика и право. 2017. Вып. 5. С. 16-20.
18. Vanberg, V. Schumpeter and Mises as ‘Austrian Economists’. Journal of Evolutionary Economics, 2015. Vol. 25, Iss. 1. P. 91-105.
19. Klausinger H. Hans Mayer, Last Knight of the Austrian School, Vienna Branch. History of Political Economy, 2015. Vol. 47 (2). P. 271-305.
20. Хайек Ф.А. фон. Познание, конкуренция и свобода. СПб.: Пневма, 1999. 288 с.
21. Ковалёв А.В. Социальное знание вне академии: от Венских кружков - к современности // Вестн. Удм. ун-та. Серия «Экономика и право». 2018. Т. 28. № 3. С. 341-347.
22. Hicks J.“The Hayek Story” in Critical Essays in Monetary Theory. Oxford: Clarendon Press, 1967. 236 p.
23. Заостровцев А.П. Австрийская школа экономической мысли // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика. 2007. № 2. С. 69-78.
24. Хюльсманн Й.-Г. Последний рыцарь капитализма. Челябинск: Социум, 2013. 879 с.
25. Вольчик В.В. «Затерянный мир» австрийской экономической теории // Экономический вестник Ростовского гос. ун-та. 2007. Т. 5, № 3. С. 101-110.
26. Greaves B.B. (ed.) Austrian Economics: An Anthology. New York: Foundation for Economic Education. 1996. 167 p.
27. Rothbard M. Ludvig von Mises: Scholar, creator, hero. Auburn: Ludvig von Mises Institute. 1988. 87 p.
28. Vaughn K.I. Austrian Economics in America: The Migration of a Tradition. Cambridge, Cambridge University Press, 1994. 216 p.
29. Ротбард М. Великая депрессия в Америке. М.: ИРИСЭН, Мысль, 2012. 522 с.
30. Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство. М., Челябинск: Социум, 2010. 272 с.
31. Sennholz H. Age of Inflation. Belmont: Western Islands, 1979. 207 p.
32. Reisman, G. Capitalism: A Treatise on Economics. Ottawa: Jameson Books, 1990. 1046 p.
33. Dolan E. (ed.) The Foundations of Modern Austrian Economics. Kansas City: Sheed & Ward, 1976. 238 p.
34. Spadaro L. (ed.) New Directions in Austrian Economics. Kansas City: Sheed, Andrews and McMeel, 1978. 242 p.
35. Garrison R. W. Time and Money: The Macroeconomics of Capital Structure. London: Routledge, 2001. 272 p.
36. Мальцев А.А. История экономических учений: Quo Vadis? // Вопр. экономики. 2015. № 3. С. 126-150.
37. Hudík M. František Čuhel (1862-1914). New Perspectives on Political Economy, 2007. Vol. 3 (1). P. 3-14.
38. Неновски Н. Нови факти за живота на професор Симеон Демостенов (1886-1966) // Исторически преглед. 2013. № 1-2. С. 200-210.
39. Bažantová I. The economists of the Austrian School in the Czech lands in the first half of the 20th century. European Journal of Economics and Management Sciences, 2015. № 1. P. 37-41.
40. Bažantová I. Czech economist Karel Engliš and his relation to the Austrian School in the first half of the 20th century. Prague Economic Papers, 2016. Vol. 2. P. 234-246.
41. Salerno J. A reformulation of Austrian Business Cycle Theory in Light of the Financial Crisis. Quarterly Journal of Austrian Economics, 2012. Vol. 15 (1). P. 3-44.
42. Баженов Г., Мальцев А. Современные гетеродоксальные направления экономической теории в контексте трансформации мейнстрима // Общество и экономика. 2018. № 1. С. 5-21.
43. Sima J., Nikodym T. Classical Liberalism in the Czech Republic. EconJournalWatch, May. 2015.
44. Уэрта де Сото, Х. Деньги, банковский кредит и экономические циклы. Челябинск: Социум, 2008. 663 с.
45. Boettke P., and Leeson P. The Austrian School of Economics: 1950-2000. In: Samuels W. J., Biddle J. E., Davis J. B. (eds.) A Companion to the History of Economic Thought. Wiley-Blackwell Publishing. 2003. P. 445-453.
46. Нельсон Р.Р., Уинтер С.Дж. Эволюционная теория экономических изменений. М.: Дело, 2002. 536 с.
47. Foss N.J., Lien L.B. Ownership and Competitive Dynamics. Quarterly Journal of Austrian Economics, 2010. Vol. 13 (2). P. 3-30.
Поступила в редакцию 2020-03-06
Опубликована 2020-04-23
Раздел
Экономика
Страницы
208-215