ЭКОНОМИКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И УЛУЧШЕНИЯ

  • Павел Михайлович Лукичёв
    • ФГБОУ ВПО «Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова»
Ключевые слова: экономика высшего образования России, высшее образование будущего, твёрдые навыки, мягкие навыки, образовательные технологии

Аннотация

Актуальность темы обусловлена трудностями, с которыми сталкивается сегодня экономика высшего образования России. Высшее образование составляет вместе с системой образования в целом важнейший фактор развития национального производства. Прогресс высшего образования должен соответствовать требованиям современного рынка труда. Цель данной статьи: выявить направления совершенствования системы образования, соответствующие перспективным тенденциям развития рынка труда. Изменения на современном рынке труда меняют и роль высшего образования в экономике. Оно должно создавать прочный фундамент знаний, умений и навыков выпускников, который позволит им адаптироваться к меняющемуся рынку труда и самостоятельно развивать свою карьеру. Система высшего образования будущего должна качественно измениться по сравнению с существующим в России уровнем. Происходящая постоянно эволюция навыков, требуемых работодателям на современном рынке труда, вызывает необходимость качественного совершенствования выпускников университетов. Высококвалифицированные специалисты любой профессии будущего должны обладать не только «твёрдыми» навыками, но и «мягкими» навыками. Гибкость современного рынка труда требует соответствующей гибкости системы высшего образования. Для достижения этой цели университеты должны шире использовать новые образовательные технологии.

Литература

1. Лукичёв П.М. Экономика высшего образования России: государственное регулирование или дерегулирование? // Перспективы науки и образования. 2017. №4 (28). С.23-27.
2. Kegan R., Lahey L.L. Immunity To Change. Boston: Harvard Business Press. 2009. 340 р.
3. The Superstar Company // The Economist Sep 17th. 2016.
4. Матвеев В.В. Система высшего образования России как фактор обеспечения современного экономического роста // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2018. Т. 28, вып. 3. С. 355-365.
5. Dench S. Changing skill needs: What makes people employable? // Industrial and Commercial Training. 1997. Vol. 29. P.190-193.
6. Wikle T.A., Fagin T.D. Hard and soft skills in preparing GIS professionals: Comparing perceptions of employers and educators // Transactions in GIS. 2015. Vol. 19. P. 641-652.
7. Gilbert R, Balatti J, Turner P, Whitehouse H. The generic skills debate in research high degrees // Higher Education Research and Development. 2004. Vol. 23. P. 375-388.
8. Caplan B. The case against education: Why the education system is a waste of time and money. Princeton, NJ: Princeton UP. 2018.40 р.
9. Keierleber M. Business and Academic Leaders Disagree on Quality of College Grads, Surveys Find // Chronicle of Higher Education. 2014, February 25.
10. Friedman H.H., Friedman L.W. Does Growing the Number of Academic Departments Improve the Quality of Higher Education? // Psychosociological Issues in Human Resource Management. 2018. Vol. 6(1). P. 96-114.
11. Belkin D. Exclusive Test Data: Many Colleges Fail to Improve Critical-thinking Skills // Wall Street Journal. 2017. June 5.
12. Friedman T.L. How to Get a Job at Google, Part 2 // New York Times, SR1, SR11. 2014. April 20.
13. Эндерс Ю. Кафедральная система в переходный период: назначения, повышения и барьеры на вход в профессию в немецком высшем образовании // Контракты в академическом мире; сост. и науч. ред. М.М. Юдкевич. М.: ВШЭ, 2011. 392 с.
14. Курбатова М.В., Каган Е.С., Апарина Н.Ф. Поведение работников вузов в условиях реформирования высшего профессионального образования: проблема выбора // Социологические исследования. 2015. №2. С. 122-133.
15. Богуславский М.В., Неборский Е.В. Концепция развития системы Высшего образования в России // Интернет-журнал «Мир науки»/ 2016. Т. 4. № 5. URL: http://mir-nauki.com/PDF/07PDMN516.pdf.
16. Ramaley J. A. The changing role of higher education: Learning to deal with wicked problems // Journal of Higher Education Outreach and Engagement. 2014. Vol. 18(3). P. 7-22.
17. Fitzgerald H., Bruns K., Sonka S.T., Furco A., Swanson L. The Centrality of Engagement in Higher Education: Reflections and Future Direction // Journal of Higher Education Outreach and Engagement. 2016. Vol. 20. №. 1. P. 245-254.
18. Kania J., Kramer M. Collective impact // Stanford Social Innovation Review. 2011, Winter. P. 36-41.
Поступила в редакцию 2020-03-10
Опубликована 2020-04-23
Раздел
Экономика
Страницы
216-221