LEAN-ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ТРАНСФОРМАЦИИ ПРОЦЕССОВ И ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

  • Людмила Викторовна Верменникова
    • ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
  • Антон Николаевич Лупишко
    • ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
  • Дарья Валерьевна Веселова
    • ФГБОУ ВО «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Ключевые слова: бережливое производство, lean-технологии, бережливые технологии, цифровизация, цифровые информационно-коммуникационные технологии, проекты по улучшениям, повышение эффективности процессов

Аннотация

Цифровизация университетов - актуальный тренд современности, обусловленный направлением развития экономики России, ориентированным на повышение ее эффективности. Инструментами достижения этой цели во многом являются бережливые и цифровые технологии. Анализируется взаимосвязь этих технологий, их взаимное влияние, а также их роль и значение в повышении эффективности процессов микроуровня и мезоуровня. Рассматривается существующая нормативно-правовая база Российской Федерации в области эффективного развития. Объектом анализа выступают федеральные и национальные проекты и программы, цель которых - повышение производительности труда, обеспечение качества и доступности услуг в различных сферах. Демонстрируется наличие связей между федеральными проектами, ориентированными на повышение эффективности различных отраслей экономики путем внедрения бережливого производства и проектов, направленных на создание цифрового пространства. Обосновывается необходимость соответствия траектории развития образовательных структур векторам современного общественного развития в части перевода своих внутренних процессов на качественно новый уровень с применением бережливых технологий и цифровизации процессов. Описывается опыт реализации проектов по улучшениям с применением бережливых технологий и цифровизации в Кубанском государственном медицинском университете. Проводится анализ эффективности проектов, реализованных в рамках концепции «Бережливый вуз», с применением цифровизации и без ее использования. Делаются выводы об ограничениях применения цифровизации для повышения эффективности процессов, рисках ее использования в образовательных учреждениях.

Литература

1. Алексеенко С.Н., Арженцов В.Ф., Верменникова Л.В., Дегтярев В.С., Стародубов В.И. Особенности управления изменениями в медицинской организации в рамках реализации федерального проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» // Кубанский научный медицинский вестник, 2019. Т. 26. № 5. С. 18-28.
2. Агапов В.С., Балыкина А.М. Проблемы цифровизации современного образования // Процессы цифровизации в современном социуме: тенденции и перспективы развития: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Елец, 2019. С. 34-39.
3. Адамова Л.Е., Варламов О.О. О возможностях применения логического искусственного интеллекта в образовании и для внедрения индивидуальных траекторий в обучении студентов // Процессы цифровизации в современном социуме: тенденции и перспективы развития: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Елец, 2019. С. 39-45.
4. Антохонова И.В. Потенциал университетов в развитии цифровой экономики // Образование и предпринимательство в Сибири: направления взаимодействия и развитие регионов: сб. докл. междунар. научного форума. Новосибирск, 2018. С. 136-140.
5. Афанасьева А.С., Грибанова Ю.Г. Позитивные и негативные аспекты введения электронных образовательных ресурсов в образовательный процесс // Процессы цифровизации в современном социуме: тенденции и перспективы развития: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Елец, 2019. С. 46-50.
6. Барабанова М.И. Университет как «цифровое» общество // Технологическая перспектива в рамках Евразийского пространства: новые рынки и точки экономического роста: материалы 2-й междунар. науч. конф. СПб.: Астерион, 2016. С. 370-376.
7. Бирюкова Е.А., Гончар М.В., Лапшонкова А.Р. Оценка эффективности как механизм управления качеством образования в условиях цифровизации // Современное образование: векторы развития. Цифровизация экономики и общества: вызовы для системы образования: материалы междунар. конф. М.: МПГУ, 2018. С. 85-95.
8. Болгова Е.В., Гродская Г.Н. Концепция цифрового университета и перспективы России // Развитие методологии современной экономической науки, менеджмента и образования в условиях информационно-цифровых трендов: материалы III междисциплинарной Всерос. науч. конф. Севастополь: СФ РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2019. С. 40-45.
9. Гайворонская Т.В., Веселова Д.В., Верменникова Л.В., Чабанец Е.А. Опыт создания «Фабрики процессов» в Кубанском государственном медицинском университете // Естественнонаучное образование: стратегия, проблемы, достижения: сб. науч. материалов. 2019. С. 92-94.
10. Гачко Г.А., Романовский Ю.Я., Колоцей М.Я., Олизарович Е.В., Богдевич А.И., Шпак Д.С., Жукевич А.И. Цифровая трансформация университета (из опыта Гродненского государственного университета имени Янки Купалы) // Электронный научно-методический журнал «Университет образовательных инноваций». 2019. № 2. URL: http://www.euryedu.grsu.by/images/files/2_2019/1.pdf.
11. Городнова Н.В., Скипин Д.Л., Роженцов И.С. Применение Smart-технологий: оценка влияния на развитие человеческого капитала // Креативная экономика, 2019. Т. 13, № 10. С. 1837 -1858.
12. Давыдова Н.С. Бережливое образование: от локальных проектов к формированию системы менеджмента бережливого производства // Проектная и бережливая синергия как фактор повышения производительности труда (образование): сб. материалов форума. Белгород, 2018. С. 4-11.
13. Ефремов А.А. Оценка воздействия правового регулирования на развитие информационных технологий: механизмы и методика // Закон. 2018. № 3. С. 45-56.
14. Лайкер Д. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2018. 400 с.
15. Ломаченко Т.И. Экономическая безопасность предприятия: актуальные аспекты, подходы, способы обеспечения // Экономика и предпринимательство, 2018. № 1 (90). С. 1063 -1067.
16. Матвеев В.В. Система высшего образования в России как фактор обеспечения современного экономического роста // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Экономика и право. 2018. Т. 28, вып. 3. С. 355-365.
17. Ротер М., Шук Д. Учитесь видеть бизнес-процессы. Построение карт потоков создания ценности / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2017. 144 с.
18. Редько А.Н., Шильцова Т.А., Савчук С.Б. Основные социально-экономические показатели, характеризующие современное состояние системы здравоохранения Российской Федерации // Научный вестник Южного института менеджмента. 2018. № 1. С. 52-56. DOI: 10.31775/2305-3100-2018-1-52-56.
19. Устюжанина Е.В., Евсюков С.Д. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы // Вестн. РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. № 1 (97). С. 3-12.
20. Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. № 10. С. 46-61.
21. Шабанов Г.А., Растягаев Д.В. Цифровизация вуза: реальность и ожидание // Высшее образование сегодня, 2020. № 1. С. 2-7.
Поступила в редакцию 2020-04-12
Опубликована 2020-06-26
Раздел
Экономика
Страницы
325-332